Дайте отличнику социальную точку опоры – и он перевернет мир

С тех пор, как “пионерия” и “комсомолия” канули в Лету, взрослых не щедшсртшл срлщдфперестает мучить вопрос: осталось ли в жизни наших детей нечто, способное объединить их не в принудительном, а в добровольном порядке? Скаутские организации в России не слишком прижились, спортивные, художественные, военно-патриотические секции и кружки решают проблему лишь отчасти и – чего скрывать – часто мешают учебе, что в условиях нынешнего образовательного бума совершенно не устраивает родителей. А вот вариант, предложенный Центром международных контактов “Парта”, похоже, нравится и взрослым, и детям. Сегодня мы продолжаем разговор с руководителем центра Ириной Алексеевной МОЧАЛОВОЙ. Тема нашей беседы – “Клуб отличников “Парта””.

– Ирина Алексеевна, насколько я знаю, до появления вашего “Клуба отличников” ничего похожего в нашей стране не было. Что же это за клуб, откуда вообще возникла идея его создания?

– Идея и правда новая – ей всего три года. Честно говоря, принадлежит она не мне, а руководителю “Клуба отличников “Парта”” Дмитрию Тулумджану, который был и остается ее основным проводником в жизнь. Итак, откуда она взялась? Вы наверняка знаете, что давным-давно специалистами в области педагогики был разработан оригинальный метод повышения успеваемости: родителям предлагалось платить ребенку за каждую положительную оценку. Естественно, чем выше оценка, тем выше и ставка. За рубежом эта методика нашла широкое распространение, а вот в России как-то не принято строить с детьми товарно-денежные отношения. Не каждый наш родитель способен предложить такое своему ребенку, и, поверьте, далеко не каждый ребенок способен правильно воспринять подобное предложение. Идея клуба состояла в том, чтобы, с одной стороны, дать школьникам материальный стимул к учебе, а с другой – освободить родителей от ведения наличных денежных расчетов с детьми.

Прием в “Клуб отличников” протекает очень просто: достаточно предъявить “отличный” дневник. Каждому члену клуба выдается удостоверение с фотографией и пластиковая карточка. Вначале мы просто договорились с рядом ведущих московских компаний, что предъявителям этих карточек будут предоставляться скидки и льготы при покупке ряда товаров.

– Значит ли это, что вы просто предложили детям “заработать” на хорошей учебе?

– С одной стороны – да, именно заработать. Благодаря нам ребенок с самого начала понимает: хорошо учиться – выгодно ему во всех отношениях. Но, возможно, еще большее значение имеет социальное признание отличника. Если говорить честно, кому интересны его бесконечные пятерки? Кого они “греют”? Ну, папу с мамой, ну, завуча или директора школы. И все. А ведь для ребенка очень важно, чтобы его успехи по достоинству оценивались обществом. Как ему добиться такого признания? Не будешь ведь ходить по улице и каждому встречному показывать дневник – вот, мол, какой я молодец. Теперь, представьте себе, что ученик имеет официальный документ, подтверждающий, что он отличник, что он член клуба, где каждый знает о его достижениях. Да одно только то, что карточка “Клуба отличников” висит в магазине рядом с банковскими VISA и Mastercard, делает ученика очень весомой фигурой и в глазах окружающих, и, главное, в его собственных. Для подростков социальный статус, социальное признание имеют огромное значение.

– И много ли у вас сегодня членов в “Клубе отличников”?

– Много. И родители, и директора школ практически сразу поняли, приняли и поддержали нашу инициативу. Кстати, работа “Клуба отличников” дала совершенно неожиданный эффект. Знаете, среди школьников есть много ребят с “гуляющими” четверками – то по музыке, то по труду, то по физкультуре. Эти дети учатся очень хорошо, но цели непременно стать отличником перед собой не ставят – нет у них таких амбиций. Так вот, с появлением нашего клуба у них появилась мотивация для учебы на пятерки. И очень многие родители рассказывали мне, что, оценив перспективы, их дети не только “подтянули” хромающие предметы, но и вообще по-другому стали относиться к учебе. Мы перед собой таких целей не ставили, но очень рады, что так произошло.

– Как отреагировали на появление “Клуба отличников” государственные структуры?

– Самые теплые отношения у нас сложились с Министерством культуры, под патронажем которого работают музыкальные и художественные школы. Там и до нас существовали ежемесячные акции – собирали детей со всей страны, награждали лучших, присуждали им гранты. А теперь мы вместе чествуем особо отличившихся – вручаем не только стипендии, но и грамоты, членские карточки “Клуба отличников”. Опять же возвращаюсь к мысли о том, что сделать успехи ребенка постоянными можно только одним способом – признавать их громко и широко.

– А как насчет “зарубежного признания”? Членство в “Клубе отличников” может дать какие-то возможности для получения образования за границей?

– Мы поставили перед собой совершенно конкретную задачу – все время наращивать “объем” привилегий, которыми пользуются наши отличники. И в этом большую помощь оказывают зарубежные партнеры фирмы “Парта”. Они какое-то время приглядывались к работе “Клуба отличников”, а теперь готовы сами предоставлять его членам возможность бесплатных образовательных поездок за границу. Например, на июнь нам дают одно бесплатное место англичане, определенную заинтересованность проявили и французы, и американцы. Словом, дело движется.

– Стало быть, членство в “Клубе отличников” со всеми вытекающими отсюда приятными последствиями – это та самая мотивация учебы, от отсутствия которой так страдают наши дети? И если довести идею до логического конца, то отличником должен захотеть стать каждый?

– Ну, каждый не каждый… Я вам так скажу: отличник – это ведь определенный склад и ума, и характера. Есть, например, среди них такие, которые умеют только учиться и больше ничего. Но вот что надо понимать: если ребенок отличник здесь, то он и за рубежом будет отличником. А вот если здесь ребенок закоренелый троечник, то там у него два пути – либо так и остаться троечником, либо стать хорошим учеником. Потому что очень многое зависит от самой системы преподавания, от того, как “делаются” хорошие ученики у нас и как – у них. Подходы, поверьте, очень разные. Я совершенно уверена, что если в нашей стране провести грамотную образовательную реформу- не просто перестроить программу под 12-летку, а правильно реформировать всю систему, – то отличников, скорее всего, останется ровно столько же, сколько и было. А вот “хорошистов” станет…

– Намного больше?

– Не угадали, намного меньше. И правильно, потому что…

Беседу вела Наталья ЮРКО
Фото REД студии

Адрес Центра международных контактов “Парта”:
Большой Тишинский пер., 8
(ст. м. “Краснопресненская”).
Тел/факс: (095) 956-11-92, 956-11-93.

Похожие записи

Добавить комментарий