Развитие через знание иностранного языка

znanie inostrannogo jazykaПриходилось ли вам, уважаемые господа читатели, замечать весьма странную вещь? Вся страна изучает иностранные языки, в особенности английский, но мало кто доводит сие знание до совершенства, а уж говорить на этом ангельском языке — дело, как показывает практика, не каждого.

Что же мешает нам в постижении каких-либо знаний, а особенно знаний иностранного языка? Усидчивости не хватает, —скажете вы, — времени, голова забита разными проблемами. А память, боже, с ней всегда что-то не так! Школа, институт—сколько времени, и все зря! Столько лет напряженного труда над английским, а результат везде один — бежать на интенсивные курсы, где чуть ли не за один месяц вас обучат тому, чему вы не смогли или не захотели научиться аж за пятнадцать лет. И — о чудо! — вы действительно начинаете постигать тайный для вас предмет. В чем же дело?

Приняв для себя решение выучить иностранный язык, вы постигли одну важную истину: стали по полной программе жить настоящим, без которого будущее невозможно. Этому вас, конечно, нигде не учили. Думать, познавать новое, анализировать происходящее не так уж просто, но вы уже сделали свой первый шаг по этой увлекательной тропе.

А это означает, что вы оценили свои возможности, почувствовали необходимость получить конкретные знания и решили освободиться от внутреннего неудобства, уделить внимание развитию своих возможностей. Результат—запись на курсы какого либо иностранного языка. Чем в действительности они могут вам помочь? Подведут ли вас курсы к чему-то необычному, тайному, о чем вы мечтаете в душе? Ну, скажем, как в сказке: проснулись и заговорили?

В какой-то степени, да. И это “да”, как ни странно, будет не благодаря курсам, а вопреки им. Скорее, благодаря вам самим. Ведь именно вы приняли решение, вы захотели что-то изменить в своей жизни, познать себя, свои возможности, сразиться с ленью, так долго дремавшей внутри вас подобно популярному персонажу русских сказок — Иванушке-дурачку. Насколько глуп сей персонаж, судите сами, перечитав сказки. Скажу лишь, что у вас появилась возможность искупаться в котле и стать уже не дурачком, а царевичем, не только красивым, но и умным. И вы бросаетесь в котел. И правильно. Не пожалеете. И узнаете, чему же вас в действительности научат.

Во-первых, именно интенсивные курсы иностранного языка со своим азартом, психологическими играми в процессе обучения смогут мобилизовать ваши силы и, в отличие от традиционного, классического обучения, не дать расслабиться. Ведь ваше ЭГО в обычных условиях изменить невозможно, нужен толчок, который вы получаете уже на первом занятии благодаря тому, что в этой методике заложен (конечно, в очень упрощенном варианте) принцип познания скрытой сущности мироздания.

Во-вторых, все мы разные. Методики преподавания иностранных языков учитывают ваши индивидуальные особенности: каждый воспринимает информацию по-своему. Естественно, реакция на обучение у нас тоже разная. А из этого следует, что порой мы не понимаем, что изучаем, да и как учиться —тоже. Зная эту особенность человеческой психики, преподаватели стараются помочь учащимся получать знания иностранного языка через ощущения, чувства и ум в отдельности — иными словами, учат работать самостоятельно, предлагая разные способы восприятия материала и работы с ним.

В-третьих, именно обучение в группе развивает способность к самонаблюдению и коррекции не только собственных ошибок, но и ошибок товарищей.

И самое главное: учащийся получает навык самостоятельного анализа и контроля ситуации беседы на изучаемом иностранном языке, учится отбрасывать сомнительные моменты речи как в грамматике, так и в лексике. Кроме того, мыслительный процесс, вступая во взаимосвязь с эмоциями, чувствами и т.д., может привести к ошибочным реакциям, помещать уловить разные оттенки события или ситуации.

Исходя из этих предпосылок, преподаватель старается научить вас иностранному языку и выполнять задания и высказываться обдуманно, и в то же время направляет и активизирует деятельность учеников, дабы развить у них внимание, закрепить полученные навыки и довести их до автоматизма. Все это отрабатывается в разных коммуникативных упражнениях по развитию памяти, где учащийся должен на несколько секунд зафиксировать в уме услышанную информацию и постараться воспроизвести ее вслух. А как, кстати, у вас со слухом?

Вот еще одна из огромным проблем в изучении любого иностранного языка. “Имеющий ухо да услышит, что”… (“Откровение”, 2, 11). Наверняка вы замечали (это касается всех без исключения), что иногда, желая услышать прогноз погоды, вы специально замираете у радио или у экрана телевизора, просите домашних помолчать, но… ничего не слышите и не помните. Что-то отключилось в сознании, помешало уловить, зафиксировать нужную информацию. Что это? Все то же самое — неумение фиксировать свое внимание, задержать бег мысли. Вы просто отдались по привычке своим мечтам, проблемам. Это постоянно приводит к одному и тому же — мы не слышим собеседника, порой не запоминаем важные даты, забываем какие-то встречи, людей. Это уже вошло у нас в привычку.

Каждый человек — это целый комплекс привычек. Важно изучить их и преодолеть те, которые мешают самосовершенствованию. Кто же поможет вам?

В первую очередь — вы сами.

Кроме того, на курсах иностранного языка, активно работая в группе, вы поймете, какую роль играет преподаватель. Он — не только носитель каких-то знаний, но проводник к вашему внутреннему Я, его корректор. Именно преподаватель формирует у вас иное самовосприятие и понимание, указывает на ваши вредные привычки и учит слушать, слышать и реагировать. По большому счету, умение слушать — большое искусство, которому в древнем мире уделяли огромное внимание, и без которого невозможно общение. Еще Станиславский при обучении актеров мастерству уделял этому большое внимание, чему посвящен его труд “Работа актера над собой”.

Как же вам оценить свои способности на занятиях? К чему вы в результате придете, чего добиваетесь? Многим учащимся, если они следуют указаниям преподавателя, удается добиться определенных успехов. В дальнейшем, как показывает практика, они способны многое изменить в своей жизни.

А причиной этому является сам принцип интенсивного обучения иностранному языку, где даются вымышленные имена и разнообразные ситуации, которые нужно проиграть, как в театре, отбросив в сторону свои собственные эмоции. По Станиславскому это называется “сквозное действие”: воспринимать мир глазами вымышленного героя, дать оценку событию или характеристику другому человеку, вжиться в образ, но при этом оставаться самим собой. Это помогает абстрагироваться от самого себя, от проблем бытия, а впоследствии применять подобную игру в жизни, давая оценку происходящему, глядя на себя, свои эмоции, чувства, поступки со стороны, словно видя свое отражение в зеркале.

Ну, а при чем здесь знание иностранного языка? — спросите вы, “Знания! Как трудно даются эти знания!” — кричите вы на первых занятиях, слыша только свой внутренний голос, на первых порах не собираясь прилагать усилий, чтобы что-то изменить в своих мыслях и восприятии. Вы полностью погружаетесь в свою “идею фикс”: “У меня не получается, не слышу, не запоминаю, не умею”.

 

Другими словами, вы ставите перед собой непреодолимый барьер и навязываете окружающим — а порой даже преподавателю —свое нежелание изменить себя. Вы просто спите! Нужно пробудиться, прислушаться к внутреннему голосу, осмотреться и понять, что вам дано все! Надо только научиться взять то, за чем вы пришли. Не бойтесь заглянуть в себя! Порой бывают слушатели курсов, которые активно борются со всем и вся, только не со своим внутренним укладом. V таких учеников никогда ничего не получается, поскольку они противодействуют установкам, которые дает преподаватель. Именно эти люди, как правило, тонут в рутине слов, грамматических формул, текстов.

Большинство, посопротивлявшись пару занятий, начинает осознавать первопричину своих ошибок. В конечном итоге это приводит не только к приобретению знаний, но и к легкости общения, восприятия любой информации. Безусловно, какие-то вещи нужно не просто учить, а зубрить. Поняв основной принцип устройства иностранного языка, его схему, вы легко и непринужденно сможете приступить к изучению других языков. Ведь любое грамматическое время можно представить просто вполне объяснимым и понятным символом! Тогда приходит осознание того, что грамматика —это периоды, взятые в какие-то определенные отрезки времени и требующие употребления свойственного только им специального глагола.

Это должно напомнить разные периоды вашей жизни, ваши поступки, реакцию на ту или иную ситуацию. Большинство ваших высказываний в повторяющихся ситуациях типично. Достаточно вспомнить, как вы реагируете, когда вас оскорбляют или хвалят. В той или иной ситуации вы используете типичные, характерные для вас и свойственные только вам фразы.

 

Георгий Якушев

Похожие записи

Добавить комментарий