sgkola v belgii

Школа VLEKHO в Бельгии

Фламандская школа высшего экономического образования (Flemish School of Higher Education in Economics, голландская аббревиатура VLEKHO) была основана в 1968 году. Поначалу здесь был только один факультет – экономический. Позднее, в 1983 году появился также факультет прикладной лингвистики. Школа VLEKHO – учебное заведение, финансируемое государством. Сегодня здесь учатся порядка 1.500 студентов, с которыми работают больше 200 преподавателей. На факультете лингвистики преподают английский, французский, немецкий, голландский и даже русский языки. С самого начала эта мысль приятно грела мне сердце, потому что учебных заведений, в которых изучается русский язык, в Бельгии совсем немного.

Но я, конечно, ехала в Бельгию вовсе не для тогоs, чтобы учить язык. Меня гораздо больше интересовал экономический факультет, на который я и записалась. Нам предстояло освоить большое количество специальных дисциплин, таких как International Accounting (международная система бухгалтерского учета), International Business (международный бизнес), European Integration (европейская интеграция) и Doing Business in Belgium (ведение бизнеса в Бельгии).

Впрочем, одно другому не помеха. Занимаясь по бизнес-программе, можно одновременно пройти курс какого-либо иностранного языка, конечно, не в таком объеме, как на факультете лингвистики.

Обучение по экономической программе ведется только на английском языке, даже студенты-бельгийцы слушали лекции на нем. Мой “первый” язык – французский, английский я изучала лишь в качестве второго, поэтому опасалась, что не смогу все понять как следует. Но все было не так страшно, как показалось на первый взгляд. Около трети студентов VLEKHO – люди, для которых английский не является родным. Например, в нашей группе занимались финны, французы, голландцы.

Как правило, все студенты-иностранцы объединены в отдельные группы, хотя по целому ряду предметов читаются общие лекции. Собственно говоря, строгого деления на группы, к которому мы привыкли, не существует. Каждый студент записывается на тот предмет, который его интересует, поэтому число студентов в группе может варьироваться. Так, например, предмет под названием Management Control вместе со мной посещали еще четыре человека. Бывает и так, что на какой-нибудь предмет запишется всего один студент. Лекции для него все равно будут читать, так что такого студента можно назвать счастливчиком – фактически преподаватель занимается с ним индивидуально.

Каждый студент имеет право выбирать из 20 предусмотренных программой дисциплин те, которые его интересуют. Обычно выбор ограничивается 10-16 предметами. Занятия начинаются в 8.00. Ежедневная нагрузка зависит от количества выбранных предметов. При желании можно, конечно, прослушать все 20 курсов, но это мало кому под силу.

Занятия разбиты на привычные нам “пары”, вот только длится одна такая “пара” два с половиной часа, включая 15-минутный перерыв. По многим предметам лекции проводятся не раз в неделю, а чаще, так что при всем желании успеть везде просто невозможно.

Учиться здесь гораздо легче, чем в российском институте. На лекциях ничего записывать не приходится:

перед началом курса преподаватель раздает толстые папки с отпечатанными конспектами предстоящих лекций и дополнительными материалами. Перед очередной лекцией желательно внимательно просмотреть конспект. По своему опыту могу сказать, что такая подготовка намного облегчает дальнейшую жизнь, потому что на лекции воспринимаешь информацию не с нуля, а уже имея о ней некоторое представление. Особенно начинаешь ценить свою папку с конспектами, когда все лекции изо дня в день приходится слушать на английском языке.

Методика обучения заметно отличается от российской и направлена в большей степени на развитие практических навыков, чем на получение чисто теоретических знаний. Так, мы проводили немало времени за решением и разбором так называемых “кейсов” – ситуационных задач, всегда связанных с реальными проблемами реальных компаний и организаций. Пример “кейса” – разработать бюджет той или иной компании; провести анализ принятия того или решения компанией. На занятия по предмету “Ведение бизнеса в Бельгии” мы частенько отправлялись непосредственно в офис той или иной фирмы или банка, побывали даже в бельгийской авиакомпании Sabena. Менеджеры этих предприятий рассказывали нам о структуре и деятельности своей фирмы. Еще один распространенный вид заданий – так называемая “презентация”, иначе говоря, доклад по выбранной теме. Доклад готовится в рамках изучаемой программы, но обязательно с привлечением дополнительных материалов.

Экзамены проходят как в устной, так и в письменной форме. Устный экзамен – это та же презентация, причем тему доклада можно выбрать самому. Подготовка к экзамену заключается в сборе материала и написании работы, с которой потом и выступаешь на устном экзамене. Как правило, доклад включает основные тезисы проведенного исследования и комментарий к ним. Обязательно указывается цель исследования и достигнутые результаты. В ходе защиты преподаватели могут задавать выступающему любые вопросы, и должна сказать, что этим правом они охотно пользуются. В общем-то, сильно напоминает защиту диплома в российском вузе. Оценки выставляют по 20-балльной системе, но “живьем” такого гиганта мысли, который получил бы на экзамене 20, лично я не видела. Наш профессор Мартина Ванхоленбрук призналась, что за всю свою преподавательскую жизнь поставила такой балл лишь двоим. Наверное, это были гении. Во всяком случае, оценка 16-18 баллов может считаться отличной. Оценка 10-15 баллов – это наше “хорошо”. Ну а все, что ниже “десятки”, – сами понимаете…

Дополнительные материалы, необходимые для подготовки к экзаменам, можно найти в библиотеке, открытой при бизнес-школе. Библиотека содержит массу изданий на разных языках по множеству дисциплин. Запись свободная, просят только заполнить специальную анкету. При библиотеке есть компьютерный класс, оборудованный современной техникой, что значительно облегчает работу над источниками. Кроме него в школе VLEKHO есть еще три компьютерных класса, причем в двух из них установлены компьютеры, подключенные к сети Интернет. Здесь многие студенты готовят задания, ищут необходимую информацию в “паутине”, переписываются с родственниками и друзьями через электронную почту. Пользование Интернетом для студентов бизнес-школы бесплатное.

Всеми проблемами, связанными с организацией студенческого быта, занимается Student Exchange Office (SEO), в котором на добровольной основе работают студенты-бельгийцы, приветливые и дружелюбные. Они и в самом деле делают все от них зависящее, чтобы поддержать студентов-иностранцев. Они без конца устраивают вечеринки, встречи, всевозможные конкурсы, чтобы все поскорее перезнакомились в неформальной обстановке и не чувствовали себя одиноко. Веселые студенческие посиделки, называемые на американский манер parties, проходят не только в здании бизнес-школы, но и в симпатичном маленьком баре Denbisnes, расположенном по соседству. Мы очень полюбили этот бар, во-первых, потому что он находился совсем рядом со школой, а во-вторых, потому что цены в нем были намного ниже, чем в аналогичных заведениях в других кварталах города. Так, кружка пива здесь стоит всего 50 франков, тогда как обычная цена в брюссельском баре – 80-150 франков. Почти всегда здесь можно было встретить кого-нибудь из преподавателей, которые тоже любят захаживать туда.

Студенты-иностранцы и бельгийские студенты, приезжающие в Брюссель из других городов, селятся либо в общежитии, либо снимают комнату в частном доме, как правило, неподалеку от бизнес-школы. Первый вариант обходится в 6.500 франков в месяц, второй – в 8.000-10.000 франков. Для нас институт снял под жилье верхний этаж в четырехэтажном доме одного из профессоров школы VLEKHO. Как выяснилось впоследствии, наш хозяин оказался эмигрантом из России, латышом по национальности. Именно он преподавал в школе русский язык. Нам очень понравилась его семья – милая жена и трое детей, каждый из которых учился в музыкальной школе. Иногда по вечерам наши хозяева устраивали нам домашний концерт, приглашали выпить бокал красного вина.

Обучение в бизнес-школе лично мне, как я уже упоминала, не стоило ни копейки. Мало того, нам платили стипендию в размере $350 в месяц и обеспечивали бесплатным питанием два раза в день – завтраком и обедом. Из своего кармана платить приходилось только за ужин. На это уходило примерно $50 в месяц. Расходов на транспорт почти не было, потому что мы жили рядом со школой, да и вообще Брюссель – это далеко не Москва, здесь “смешные” для москвича расстояния, и мы с удовольствием ходили пешком, тем более что город необычайно красив.

Бельгия является участницей Шенгенского соглашения, а это означает, что ее границы открыты для безвизовых поездок в соседние страны. Разумеется, мы постарались воспользоваться этим преимуществом. Два часа на поезде – и ты в Париже; три часа на автобусе – и гуляй себе по улицам Амстердама. Да и в самой Бельгии немало замечательных городов, куда стоит отправиться хотя бы на короткую экскурсию. Расстояния здесь небольшие, билеты стоят относительно недорого, тем более что студентам предоставляется 50-процентная скидка. Например, в Париж я ухитрилась съездить всего за 900 франков.

По окончании учебы и после успешной сдачи экзаменов студенты получают сертификат. К сожалению, мне пришлось уехать немного раньше намеченного срока, так что даже экзамены пришлось сдавать в ускоренном режиме. Поэтому свой документ об окончании бизнес-школы VLEKHO я должна буду получить по почте. Вернувшись из Бельгии, я успешно закончила пятый курс МГЛУ, получила диплом и теперь приступила к поискам работы. Должна заметить, что, даже не имея на руках “бумажки” из VLEKHO, я уже сумела оценить ее “вес”. Стоит мне сказать потенциальному работодателю, что я прошла обучение в бельгийской бизнес-школе, как интерес к моей персоне возрастает многократно. Я пока выбираю.

 

Похожие записи

Добавить комментарий