ПОЛЬША: НОСТАЛЬГИЯ FOREVER

 

 varshava polshaКТО НАПИСАЛ «ПОЛОНЕЗ» ОГИНЬСКОГО

Кто знает, как они к нам на самом деле относятся? Взаимоотношения украинцев и поляков напоминали порой взаимоотношения соседей по коммуналке, из ненависти к недосягаемому начальнику ЖЕКа, делающих мелкие пакости друг другу.

Одни говорят, что механизм исторической памяти срабатывает не в пользу потомков некогда угнетаемых гордой шляхтой украинских крестьян. Другие – что общее невзрачное детство у подола мачехи-империи придает украинско-польским отношениям характер братского взаимопонимания и даже взаимосострадания. Что поляки украинцев охотнее понимают и мягче к ним относятся. Как все обстоит на самом деле – узнаете сами, коли случится. Касательно “охотнее” и “мягче” заметим одно: для украинских “остарбайтеров” на польском рынке труда заготовлена уже традиционная в Центральной Европе ниша: из самых грязных. Конечно, это правило, в котором нередки исключения. Но сегодня речь не об исключениях и правилах для неполяков, а о Польше. О факте ее существования, – факте, что ни говори, отрадном.

Отрадно, потому что страна хорошая. Красивая. Как пел бард про Канаду: похожа, мол, на Россию, но не Россия. А Польша могла бы быть похожа на Украину, но явно не Украина. Потому и нравится. Большая – самая большая в Восточной Европе. Красивая – балтийские пляжи, горы на юге, глазастый озерный северо-восток (в Польше больше озер ледникового происхождения, чем в любой другой стране Европы, кроме Финляндии). Низинная страна с горами на юге (Судеты в Силезии и Татры, общая со Словакией часть Карпатского хребта). Спокойная – во-первых, уровень преступности тут все-таки пониже, чем у соседей позападнее, во-вторых, полякам не с кем особо ругаться и воевать (границы вроде со всеми соседями договорились не рушить, а национальные автономии объявлять некому – наций таких нет), а в-третьих – злые времена, когда польские домохозяйки покупали на рынке одно яйцо и сто граммов сахара, вроде прошли, и признаки экономического роста рождают уверенность в завтрашнем дне. Что ни говори, но тот факт, что польская пенсия составляет порядка ста долларов, при сопоставимом с украинским уровне цен на основные товары, говорит о многом.

Долгое время самыми активными инвесторами польской экономики были немцы, но лет десять назад их обогнали американцы – доверяют, значит. Членство в НАТО и ЕС тоже обещает кое-какие существенные последствия, хотя не все из них сами поляки считают приятными. Фермеры, например, не очень-то радуются плавному вхождению страны в ЕС, – уже много лет подряд продолжается процесс постепенного разорения мелких фермерских хозяйств, составлявших основу аграрного сектора экономики, и членство в ЕС не сулит польским крестьянам особых успехов. Они требуют увеличения дотаций, чтобы быть в состоянии выдержать конкуренцию с “глубоко дотированными” западноевропейскими фермерами.

Города

Больше половины поляков живет в городах, но города эти, по украинским меркам, невелики: “миллионник” в стране только один – Варшава. Другие “польские мегаполисы” – Лодзь (844 тысяч человек), Краков (751 тысяч), Вроцлав (643 тысяч), Познань (589 тысяч), Гданьск (466 тысяч), Щецин (414 тысяч). Лет двести назад в Польше проживала треть евреев всего мира. Сегодня в Польше есть страшный музей Освенцим и фактически моноэтничное общество . Из 3,5-миллионной довоенной еврейской общины осталось пять-шесть тысяч народу; белорусы, украинцы и литовцы были переправлены из Польши в Советский Союз после Второй мировой, а боле 2 тысяч немцев из Померании, Силезии и Восточной Пруссии были “обменяны” на то же количество поляков из Львовской области.

Папа Польский

Кароль Войтыла был совсем неплохим драматургом: в этом недоверчивые могут убедиться, посетив спектакль по его пьесе “Излучение отцовства” в киевском театре “Сузір’я”, что на Ярославом Валу. Но другие устремления и интересы пересилили: в 1978 году кардинал Кароль Войтыла стал Папой римским Иоанном Павлом II. Значимость этого факта для Польши и поляков невозможно переоценить: церковь тут имеет статус и влияние в обществе, несравнимый со статусом и влиянием ни в какой другой европейской стране. Даже в годы коммунистического правления церковь выступала в роли активной оппозиции – не только духовной, но и политической. Ее поддержкой пользовался мятежный профсоюз “Солидарность”. Ее священники говорили в воскресных проповедях о том, о чем ни один цензор не позволил бы написать в газете.

Говорят и о том, что “римская протекция” немало способствовала развитию экономики Польши, делающей сейчас очевидные успехи. Во всяком случае, Польша – не та страна, где факт существования церкви можно игнорировать. Церковь, например, имеет свое “законное” время на государственном телевидении, которое использует для религиозных поучений, а Закон Божий – обязательный предмет в школьной программе. Благодаря живой и сильной религиозной традиции большинство поляков отнюдь не воспринимают сильную позицию церкви в обществе как покушение на свободу совести. По воскресеньям церкви переполнены. К исполнению традиций поляки относятся трепетно и со вкусом: например, перед нынешним, “юбилейным” Рождеством многие городские площади в напоминание о самых знаменитых яслях были устланы сеном.

Матка Бозка Чехонстовска!

В продолжение разговора о религиозности поляков нельзя не вспомнить это восклицание, известное даже тем, кто ничего не знает о Кароле Войтыле. Восклицающие поминают так икону Пресвятой Девы Марии, или Черной Мадонны, которая хранится в монастыре паулинов в Ясной Гуре, – одном из пяти крупнейших религиозных центров мира. Авторство иконы приписывается евангелисту Луке: тот, по преданию, написал ее на крышке стола из дома святого семейства, в Назарете. Икона обрела чудесную силу после того, как увидевшая ее Богородица сказала: “Благодать родившегося от меня и моя да будет со святыми иконами”. Говорят, что икона действительно помогает: в здании, где она хранится, вывешены ставшие ненужными костыли бывших инвалидов, которые приехали сюда в надежде на помощь.

Аборты

Закон об абортах – это одно из немногих проявлений влияния церкви, вызывающих нарекание большинства поляков. Аборты были легализированы в Польше с 1956 года; однако это вызывало активное недовольство церкви, и в 1993 году через парламент был проведен закон, запрещающий аборты. Нельзя сказать, чтоб многие добрые католики и католички восприняли эту новость с радостью. Некоторым диссонансом для стремительно “озападнивающегося”, а значит, и во всех смыслах либерализирующегося общества звучат и призывы Папы к сексуальной сдержанности, к противостоянию стремительно вторгающейся американской культуры и культурных ценностей.

Гении

С гениями (мы говорим об общепризнанных гениях) в Польше сложилось как-то получше, чем в Украине. Имена некоторых из них (как и имена большинства знаменитых украинцев – с Украиной), с Польшей связывают не сразу – например, не все помнят как поляка Коперника и как польку – Марию Склодовскую-Кюри. Но на поверку, если порыться в памяти, знаменитых поляков – ученых, литераторов, музыкантов – довольно много. Во многом это – благоприятное последствие сильной академической традиции. Когда в Украине учиться было еще негде, охочие до знаний украинцы учились в Италии, Франции или Польше. В Кракове находится один из старейших европейских университетов – Ягеллонский (год основания – 1364).

Польше больше повезло и с Нобелевскими лауреатами. Назовем, к примеру, лауреатов по литературе: Генрик Сенкевич, Владислав Реймонт, Чеслав Милош, Вислава Шимборска. Последняя получила премию совсем недавно, в 1996 году, что, конечно, свидетельствует в пользу страны: там, где возможна “большая литература”, возможно и “большое будущее” вместе со сносным настоящим.

Целую пани ручки…

Представление о польской нации как о галантной до манерности, вероятно, несколько устарело, тем не менее, какая-то доля истины в нем все еще есть. Многие поляки, как ни странно, не выносят обращения на “Вы”, зато обожают обращаться к собеседнику в третьем лице: “Не желает ли пан…”, или “Не скажет ли пани…”. Ручки дамам по-прежнему целуют, но преимущественно дамам постарше – молодой девушке руку могут “по-американски” пожать. Целование рук – скорее традиция, чем проявление светскости: так, не будет понят жених, который при знакомстве не поцелует руку своей потенциальной теще.

Вот тебе и братья…

“Поляки хоть и западные, но славяне” – так соображают многие, надеясь на то, что быстро сориентируются в польском языке. Языки у нас и правда похожи и тому, кто знает украинский, понять поляка еще проще, чем русскому, но целиком полагаться на сходство нельзя. Так, магазин у поляков – склеп, журнал – письмо, стол – стул, стул – кшесло, а кресло – фотель. Так что выбирайте, в каком склепе за какой стул садиться, прошу пана…

Разное о Польше

Приятно! Поляки, в отличие от большинства их соседей по Восточной Европе (в том числе и в отличие от нас, грешных) не пытаются наживаться на иностранцах: стоимость гостиничных и прочих услуг для них та же, что и для польских граждан. Небесполезно все-таки знать, что номера в гостинице, заказанные через туристическое агентство из-за границы, стоят дороже, чем при их оплате на месте. Так что стоит еще подумать, прежде чем заказывать в несезон через украинское турагентство гостиницу для приобретения “уверенности в завтрашнем дне”. Сутки проживания в гостинице средней категории обойдутся в 30-50 долларов, в частном пансионате (на квартире) – в 10-20, в молодежном хостеле, в зависимости от его месторасположения, можно переночевать за 5-15 долларов. Во время летних каникул можно найти очень дешевые места для ночлега в студенческих общежитиях.

Важно! Польская телефония особым качеством услуг не отличается, и риск наткнуться на неисправный телефон-автомат в Варшаве или Кракове ничуть не меньше (если не больше), чем в Киеве. Тем не менее, стоит знать, что международный разговор, заказанный на почтамте, обойдется вам дороже, чем разговор такой же продолжительности по карточке. Телефонные карточки можно купить на почтамте или в газетном киоске, стоимость карточки на 50 импульсов – около трех долларов.

Тоже важно: самый популярный алкогольный напиток в Польше – водка, самый популярный тост – “На здрове!”, также приветствуется “Сто лят!”. Многие, кому пришлось дегустировать случайно купленные польские напитки, предупреждают: если вы не поклонник смелых алкогольных экспериментов в духе Венедикта Ерофеева, отнеситесь к выбору и распиванию спиртных напитков польского производства с известной долей осторожности. Сто лят!

Дешево обедать в молочных барах самообслуживания: сначала вы объясняете, что намереваетесь съесть, потом платите, потом получаете еду. Не бойтесь очередей: в таких заведениях они движутся быстро. Дешево также обедать в барах: бары в Польше предназначены не для выпивки, а для еды и больше напоминают небольшие кафе, так что пусть вас не смущают вывески. Предназначение кавярен и винарен объяснять, вероятно, не стоит: тут название полностью соответствует предназначению.

Дорого! Дорого пользоваться общественным транспортом ночью. За проезд в автобусе-экспрессе после одиннадцати вечера придется заплатить тройную цену. В такси тариф с десяти вечера до шести утра удваивается. Дорого также ездить без билета, поскольку риск встретиться с контролером велик, а польские контролеры немилосердны. Безбилетники для них – источник дохода. Билеты на поездку нужно покупать заранее, до посадки в транспорт. Важно закомпостировать билет правильно: сунете его в компостер не той стороной, и штраф платить все равно придется. Кстати, за уплату штрафа на месте или в течение недели положена 30% скидка.

Глупо! Глупо менять валюту на улице, у посторонних. Вас попытаются надуть, к тому же обменных пунктов – “Кантор”, меняющих валюту по выгодному курсу и без комиссионных, – на улицах польских городов больше, чем приватных менял. Глупо также везти с собой в надежде поменять старые злотые из семейных запасов: в стране прошла денежная реформа, и нынче там в ходу такие купюры в 10, 20, 50, 100 и 200 злотых. Бывают еще монетки по 1, 2, 5, 10, 20 и 50 грошей и по 1, 2 и 5 злотых.

Похожие записи

Добавить комментарий