Программа ”Страноведение”для подростков

stranovedenieБыл когда-то в вузах, на факультетах иностранных языков, такой странноватый предмет – страноведение, некий гибрид истории с географией и политэкономии с политинформацией. Своей благородной цели – познакомить студентов со страной изучаемого языка – этот злосчастный курс не достигал хотя бы потому, что с практической точки зрения был абсолютно бесполезен.

Ну какое нам было дело до того, что промышленность города Лутона производит соломенные шляпки? А как общаются англичане, на что обижаются, чем гордятся, что делается у них в душе – об этом мы узнавали на уроках английского.

     Недаром сейчас стало модным добавлять к названию “факультет иностранного языка” “межкультурную коммуникацию”. И ее же вводить в заглавие методических опусов. Повседневная культура, культура быта, имеющая глубокие исторические корни и географические отличия, не познается вне общения. И, напротив, трудно выучить и понять язык, ничего не зная о культуре его носителей.

Каждая страна гордится своей культурой и историей, традициями и обычаями, красивыми городами и неповторимой природой, под влиянием которых формируется национальный характер. А поскольку язык и культура неотделимы друг от друга, многие языковые школы мира предлагают увлекательные и эффективные курсы: “Язык+культура”.

Каждая школа подходит к составлению такой программы по-своему. Многое зависит от страны: в Италии вам непременно предложат познакомиться с архитектурой и живописью, а заодно с винами и кулинарией, в Испании – с корридой и фламенко, а в Германии, скорее всего, курс будет носить историко-литературный характер. Некоторые трактуют понятие культуры так, что шире некуда: в Scuola Leonardo da Vinci (Флоренция, Рим) набор программ включает историю итальянского искусства, кулинарию, виноделие, живопись, дизайн, литературу, кино, оперу, театр, даже итальянский футбол. А школа Colegio Maravillas (Малага) разработала курс “Испанистика”, в который входит, наряду с испанским языком, изучение литературы, искусства, истории и политической жизни Испании. В Англии популярны каникулярные программы такого рода для подростков (некоторые из них предлагает, в частности, образовательное агентство “Интерлинк”).
Программы “язык+культура” могут предназначаться как взрослым, так и подросткам от 14 лет. Главное условие: знание языка как минимум на среднем уровне.

     Личный опыт

Об одной из английских страноведческих программ для подростков, рассказывает московская школьница Нина Завриева, которая летом 2001 года провела три недели в кембриджской школе Bell на курсах British Life and Culture.

Два года назад я училась на курсах General English и дошла до уровня Upper Intermediate. Выяснилось, что для детей более высокой стадии не предусмотрено. А на British Life and Culture принимают с 14 лет, и я смогла пойти на него только в этом году.

В программу входил язык на достаточно высоком уровне (предмет назывался Advanced English Skills), и специальные уроки, посвященные культуре Англии. Конечно, нас все время возили на экскурсии. Но это были не простые поездки. Мы готовились к ним загодя: проводился ознакомительный урок, а сами мы должны были найти в книгах и интернете сведения о том, что собираемся смотреть. Во время экскурсий нам выдавали рабочие листы, где мы по ходу рассказа преподавателя делали заметки. Иногда их проверяли, иногда нет – в общем, это делалось для того, чтобы убедиться, что мы слушали, а не просто глазели по сторонам.

Что больше всего запомнилось? Ну, конечно, поездка в Лондон. Мы там провели два дня: нам показывали достопримечательности города, знакомили с его историей, а вечером мы ходили на спектакль в театр “Глобус”. Смотрели… (Тут Нина запнулась: забыла, как называлась пьеса. – “Макбет”? – Нет, что-то другое. Король… Король… ну как же его?

– Лир? – подсказываю я. – Джон? Ричард III? – Нет, не то… В общем, перебрали мы с Ниной все хроники Шекспира, и наконец она вспомнила: “Цимбелин”!- Ред.)

Этого самого “Цимбелина” мы перед посещением театра прочитали, потом сами разыграли в лицах. Актер из театра “Глобус” провел в школе специальный подготовительный урок. И, надо сказать, вся эта предварительная работа понравилась нам гораздо больше, чем сам спектакль, в котором многого не поняли не только мы – иностранцы, но и наши учителя…

А в Ноттингеме самым интересным местом оказалась тюрьма. То есть музей в старинной городской темнице. Экскурсовод вел себя как настоящий тюремщик: кричал на нас, корчил зверские рожи, грозил, что если будем шуметь и баловаться, он нас всех посадит. И посадил-таки: всем прикололи арестантские бирки, отвели в камеры, потом устроили прогулку заключенных по тюремному двору. Еще и виселицы показали. Так что в шкуре английских средневековых узников мы побывали. А потом вышли на свет Божий и с головой окунулись в шоппинг: Ноттингем славится своими магазинами. Кстати, походы по магазинам и кафе тоже считались частью программы: знакомство с современной жизнью Англии.

В Кембридже нас водили на заседание суда городского магистрата. Правда, там слушалось дело не об убийстве или ограблении, но все равно решалась судьба человека. Из-за того, что он нарушил правила дорожного движения, ему запретили работать водителем автобуса. И остался, бедный, без работы и без денег. Из-за какого-то дурацкого нарушения! (Все-таки Англия есть Англия: некоторая “задвинутость” англичан на правосудии, хорошо известная по книгам, сохранилась до сих пор. Нашли куда водить детей – в тюрьму да в суд! – Ред.).

На уроках делились впечатлениями о том, что видели, спорили на животрепещущие темы. У нас учились ребята из Греции, Италии, Японии, Бразилии, Мексики – у всех разный опыт, разные взгляды на мир. Когда обсуждали вопрос, правильно ли узаконивать наркотики, то разделились на две “партии”, которые чуть не передрались между собой. Еще много говорили о книгах – и о своих любимых, и о тех, которые читали на курсах, – и занимались Creative Writing.

Свободного времени было мало, хотя нам не задавали домашних заданий. Уроки и экскурсии занимали почти целый день. Что мы делали по вечерам? Да как обычно: смотрели видео, играли в теннис, читали, иногда нам организовывали дискотеки. Гуляли по городу: для этого нужно было выписаться на вечер из школы и ходить минимум по двое – по одному за территорию школы не пускали.

Вообще, порядки строгие. Мы жили в школе-пансионе Leys School, помещение которой Bell арендует на лето. Не зря говорят, что английские школьники живут в спартанских условиях. Комнатки маленькие, в каждой спит по несколько человек. Недолго погостить там, конечно, интересно, но не завидую я тем детям, которые живут там постоянно. Да еще с едой… В столовой очень зорко следили, чтобы кто-нибудь не взял лишнюю порцию, даже лишнее яблоко, а если кто-то и брал, то отнимали. Прямо из рук выхватывали или со стола. Британская дисциплина! Правда, голодные мы не сидели: завтрак давали традиционный английский – например, яичницу с беконом, на обед гамбургеры, пицца, рыба – в общем, разное, и ко всему – картошка, кучи картошки, горы картошки!

Я и раньше любила Англию. Теперь она стала еще ближе и понятнее.

Похожие записи

Добавить комментарий