Негосударственные ВУЗы

negosudarstvennye vuzyЗнания не бывают государственными или негосударственными, заметил экс-министр Владимир Филиппов на заседании Ассоциации негосударственных вузов. Случилось то, чего частные вузы давно добивались: их впервые допустят к участию в конкурсах на получение бюджетных денег для подготовки специалистов по госзаказу.


Взаимные претензии

Сейчас 600 негосударственных вузов – ровно половина от общего количества высших образовательных заведений страны, за исключением военных и медицинских. Аккредитованных, то есть имеющих право выдавать диплом государственного образца, среди них только 390. Студентов в России – 6,5 млн., из них 3 млн. учатся платно в государственных вузах и 1 млн. – в частных. Таким образом, количество платных мест более чем вдвое превышает количество бюджетных, и негосударственные вузы стали силой, с которой нельзя не считаться. Они подчеркивают свои преимущества (большую мобильность в разработке востребованных программ, способность приобретать необходимое оборудование и приглашать хороших преподавателей и т.п.) – и предъявляют государству претензии.
Во-первых, их студенты платят дважды: за себя – непосредственно учебному заведению, и “за того парня” – в виде налогов, из которых финансируются бюджетные места. Во-вторых, государственные вузы теснят частные с разных сторон: расходы госвузов на аренду чуть не в 200 раз меньше, их представители имеют подавляющее большинство в органах, оценивающих качество образования (а оценивают они своих конкурентов); наконец, до сих пор частные вузы не допускались к участию в конкурсах, дающих право на получение госзаказа, которое зависит не от качества образования, а исключительно от форм учредительства и каналов финансирования. Наконец, государство пообещало уравнять все аккредитованные вузы в правах: деньги должны доставаться тем, кто учит лучше. А это сразу ставит вопрос о качестве подготовки специалистов. Правда, констатировал Владимир Филиппов, его почему-то всегда адресуют негосударственному сектору, тогда как для госвузов и особенно их филиалов он не менее актуален.

Лучше меньше, да лучше

Частные вузы смогут получать бюджетные деньги, но средств у них от этого больше не станет: государство не увеличит финансирование бюджетных мест, а сократит их количество. Это не коснется так называемых ведущих вузов (их список пока не определен, поскольку вычеркнуть из него хороший университет трудно, а назначить все ведущими и дать каждому по три рубля – бессмысленно). Акция по сокращению мест приурочена к демографическому спаду: к выпуску из школы приближается поколение, рожденное в 90-х годах, – дети перестройки, внуки детей военных лет. Уже несколько лет количество школьников в стране ежегодно уменьшается на миллион. В этом году из одиннадцатых классов выпускается 1 330 000 человек, а в 2015-м выпускников будет 750 000.
Многие утверждают, что такое количество специалистов с высшим образованием не нужно; эту позицию можно и нужно критиковать, тем не менее ясно, что в стране куда больше потребность в высоковалифицированных рабочих кадрах. Сейчас 1200 вузов России забирают себе практически всех выпускников (в этом году на первый курс поступят 1 200 000 человек из 1 330 000), а ведь их ждут еще 1800 ПТУ и 2800 техникумов! В ближайшие годы борьба за абитуриента между этими учебными заведениями обострится, и что окажется приоритетным для государства – тоже понятно. Однако ПТУ и техникумам вместо легкой жизни также обещаны жесткий контроль и финансирование в зависимости от качества образования.
Борьба за качество должна привести к сокращению количества вузов. В числе первых кандидатов на ликвидацию называют филиалы в малых городах и райцентрах. Однако наличие таких филиалов помогает избежать оттока молодежи в большие города, и потому местные администрации крайне заинтересованы в их сохранении.
В целом тенденции достаточно ясны: бюджетных мест будет меньше, конкуренция – больше, следовательно, качество образования должно повыситься. По словам Филиппова, государство определило приоритетные области, которые будет поддерживать в ближайшие годы: это наука, образование, оборона, материнство и детство.

В частности

Главное, что нужно сделать, выбирая вуз, – это проверить наличие у него аккредитации. Лицензии недостаточно: она удостоверяет право учебного заведения на существование, но не гарантирует, что оно дает какие-то знания. Диплом должен быть государственного, а не “установленного” образца. Если “установленного” – непременно узнайте, кем он установлен. Проверьте место вуза в рейтингах, но не полагайтесь на них слепо: совершенных рейтингов не бывает.
Выясните, где учились штатные преподаватели, какую научную и практическую работу они ведут, каковы их научные степени, где постоянно работают внештатники. Спросите, каков конкурс по данной специальности конкретного факультета, каково число бюджетных и платных мест, возможен ли перевод с платного отделения на бесплатное, можно ли переводиться на вечернее или заочное и слушать параллельные курсы на другом факультете. Узнайте, велик ли выбор специализаций, какие есть возможности получить дополнительное образование (например языковое). Особенно внимательно отнеситесь к вступительным экзаменам: чем формальнее процедура приема – тем вуз менее серьезен. Поинтересуйтесь, с какими зарубежными университетами есть сотрудничество, проходят ли студенты стажировки и практику – и где, есть ли у вуза постоянные партнеры среди работодателей, где работают выпускники. Убедитесь, что материально-техническая база заведения (помещения, общежития, библиотеки, спортивные сооружения) находится в приличном состоянии.
Много дает и виртуальное знакомство. Хорошие вузы держат полноценные сайты – по сути, это целые порталы, где можно найти официальные новости, сведения для абитуры, сайты факультетов, страницы клубов, форумы, домашние странички студентов и преподавателей. Оцените грамотность и полезность информации, обратите внимание на пафосность, сухость, развязность. Зайдите на форумы – и на студенческие, и на те, где администрация отвечает на вопросы. Плохой сайт должен насторожить: не хотят, не умеют, что-то скрывают? Но личного впечатления не заменит ничто. Повсеместная пропускная система препятствует свободным прогулкам, так что остаются дни открытых дверей – не убегайте сразу после официальной части! Полчаса, проведенные в буфете, вестибюле и коридорах, говорят о вузе куда больше, чем три часа чтения каталога. В одном – спокойная деловитость, книжные и компьютерные магазинчики, анонсы капустников… В другом – стены увешаны официозом, в дверях давка, в буфете матерятся какие-то персонажи с Черкизовского вещевого рынка… А на позицию в рейтингах такие нюансы, к сожалению, не влияют.

Похожие записи

Добавить комментарий