Обзор российских кадровых агентств

kadrovoe agentstvoОбъем рынка рекрутинговых услуг в Новосибирске эксперты оценивают в 6–7 млн. рублей в месяц). За два года он увеличился почти в два раза – по результатам исследования, проведенного осенью 2015 года агентством маркетинговых услуг Direct Media, этот показатель составлял 3,5–4 млн. рублей в месяц. Обращаться в кадровые агентства стало в некотором роде модно.

Теперь через рекрутеров “заказывают” как рядовых претендентов, так и топ-менеджеров. Даже некоторые газеты ищут сотрудников через КА – при том, что рынок журналистского труда в столице Сибири невелик и все профессионалы друг друга знают.
Одна из топ-позиций, претендента на которую нашли местные кадровики, – должность директора молочного комбината “Альбумин”. Ее занял Михаил Юраков, перекупленный у “Вимм-Билль-Данна”. Однако корпорация Intel, искавшая директора для своего новосибирского представительства (с окладом $4000), обращалась к московским хэдхантерам, несмотря на то, что их интересовал новосибирский резидент. И все же, по мнению экспертов, местные КА по уровню своих услуг постепенно приближаются к московским.
Последние несколько лет объем рынка рекрутинговых услуг быстро растет. Исходя из официальных расценок ведущих агентств, можно предположить, что объем рынка рекрутинговых услуг в Свердловской области приближается к отметке $5 млн. в год.
Несмотря на то, что в Екатеринбурге давно существует Ассоциация рекрутинговых агентств Урала (АРАУ), которая объединяет пятнадцать ведущих агентств региона, рынок до сих пор не устоялся. Это связано в первую очередь с появлением на рынке новых игроков, для которых рекрутинг зачастую не является основным бизнесом. Благодаря солидной финансовой базе новые рекрутеры идут на демпинг, перекупают специалистов у старожилов, предлагая солидные проценты. Наметившаяся специализация агентств со стажем на всеядных новичков никоим образом не распространяется – часто они берутся за любую вакансию, даже если она им не по силам. В результате страдает и клиент, и репутация рекрутингового бизнеса в целом. И все же услуги КА становятся все более востребованными – особенно когда необходим специалист с определенной квалификацией & опытом работы.

Первое кадровое агентство организовала в 1995 году женщина (впоследствии она сделала политическую карьеру в своем округе). Но и спустя почти десять лет рынок рекрутинговых услуг продолжает развиваться. Зарегистрировано чуть более 20 кадровых агентств. Самые известные – те, что появились первыми (“Бизнес-персонал”, “Бизнес-Партнер”). У них есть постоянные клиенты из числа крупных коммерческих фирм. “Бизнес-Партнер”, например, работает с золотодобывающими предприятиями, поставщиками бытовой техники, моющих средств. В последние два года наметилась тенденция к специализации агентств. Каждое из ведущих агентств обрабатывает за месяц от 1000 до 3000 вакансий. Но вследствие того, что рекрутинговый рынок развит еще недостаточно, крупные компании предпочитают искать работников сами – объявляют конкурс, печатают объявления в газетах. Топ-менеджеров тоже, как правило, ищут самостоятельно, иногда переманивают у конкурентов. Например, недавно в Хабаровск пришла известная компания федерального уровня, в которую хлынул поток сотрудников из местной организации того же профиля (услуги сотовой связи).
Студенты уже с четвертого-пятого курсов ищут работу на институтских ярмарках вакансий. В Хабаровске выходит газета с объявлениями о трудоустройстве (тираж 6 тыс. экземпляров), работает краевой центр занятости. Его услуги пока более популярны, чем услуги рекрутинговых агентств.
Объем рынка рекрутинговых услуг в 2013 году вырос на $3 млн., составив около $15 млн. По мнению КА, в текущем году этот показатель возрастет еще на 15–20%. На руку работодателям и рекрутерам увеличение потребительского спроса, рост инвестиций в негосударственный сектор экономики, усиление конкуренции, кадровый дефицит.
Сейчас на Северо-Западе работают около 200 кадровых агентств. Они делятся на три группы: транснациональные операторы (Kelly Services, Boyden), подразделения российских компаний (филиалы московских “АНКОРа”, “Гагарин’а”, “Метрополиса”), местные агентства (“Альфа-Персонал”, “Нео-Стафф”). Количество последних увеличивается, хоть и медленно. За прошедший год в Петербурге зарегистрировано десять новичков. Около 25% компаний работают в сфере еxecutive search. Остальные 75% оказывают услуги по подбору управленцев среднего звена. Это объясняется тем, что местные работодатели предпочитают “выращивать” обслуживающий персонал сами – создают собственные курсы-программы по превращению талантливой молодежи в продавцов-консультантов, менеджеров по продажам, официантов, барменов.
Главное преимущество такого подхода – низкая стоимость подготовки и сокращение периода адаптации: студенты знакомятся со спецификой работы еще во время обучения. По данным “МКО “Севзапмебель”, затраты на “выращивание” одного сотрудника составляют около $30 в месяц, в то время как “подгонка” кандидата под требования работодателя в КА стоит уже $200. Размер гонорара агентства равен месячной зарплате новичка.
Крупные петербургские компании сотрудничают с подразделениями московских фирм: например, компания АВК выбрала “АНКОР-Петербург”.
Конкурентные преимущества представительств очевидны: продвинутый менеджмент, проверенные технологии поиска и хэдхантинга, эксклюзивные заказы, получаемые централизованно, высокий уровень подготовки рекрутеров. А вот петербургские офисы Procter & Gamble, Gillette, Coca-Cola учредили собственную рекрутинговую структуру – Personnel BusinessLink.
По данным департамента занятости Министерства труда и социальной защиты правительства Нижегородской области, на кадровые агентства приходится 4% рынка трудоустройства. В 30 случаях из ста кадры для работодателей подбираются государственными службами занятости. В 66% случаев люди находят работу самостоятельно – по газетным объявлениям, через знакомых и родственников. Как пояснил представитель департамента занятости, нижегородцы считают услуги кадровых агентств недоступными из-за якобы высоких цен. В то же время все больше соискателей обращаются одновременно и в КА, и в городскую службу занятости. Люди не просто ищут работу, как это было в 90-х. Они ищут лучшую работу, продолжая трудиться на прежнем месте. Сейчас из десяти соискателей восемь – работают, и только два – безработные. Раньше было наоборот.
Услугами КА чаще всего пользуются торговые и IT-компании, фирмы, работающие в сфере обслуживания, сотовые операторы.

Крупные промышленные предприятия прибегают к помощи кадровых агентств реже. Это касается ОАО “ГАЗ” и ОАО “Заволжский моторный завод” – они сами ведут работу с вузами и другими учебными заведениями города, организуют курсы повышения квалификации.
По словам генерального директора Центра бизнес-технологий “Олимп” Татьяны Ивлевой, в регионе работают около 40 фирм, занимающихся рекрутингом, и только 20 из них можно назвать полноценными кадровыми агентствами.
Самая большая проблема – агентства-однодневки, возникающие стихийно и пропадающие неизвестно куда через несколько месяцев работы. Эти мелкие фирмочки за небольшие деньги делают некачественную работу, тем самым дискредитируя деятельность кадровых агентств вообще.
За свои услуги КА получает эквивалент 1,5–2 окладам трудоустроенного с его помощью человека.
Поскольку многие работодатели, желая сэкономить, занижают размер зарплаты, реально доход агентства может составлять от 12 до 18 тыс. рублей.

Похожие записи

Добавить комментарий