КАК ВОЕННОМУ МОРЯКУ СТАТЬ “ПОДФЛАЖНИКОМ”

podflazhnikВ октябре прошлого года мы опубликовали статью “Как стать морским волком” в которой рассказывалось об особенностях работы на торговом морском флоте. С тех пор в редакцию пришло немало писем от офицеров-моряков, уволенных в запас. По многочисленным просьбам наших читателей мы возвращается к “морской” теме с более подробной информацией.

ОБЩАЯ СИТУАЦИЯ

После того, как Украина обрела независимость, большая часть украинских моряков устремилась на суда под иностранным флагом. Помимо экономических трудностей это обусловлено и ситуацией, сложившейся на мировом рынке морских специалистов. Ведь не секрет, что для большинства граждан развитых европейских государств морские специальности не являются популярными. Связано это из-за известной степени риска (высокая ответственность командного состава за жизнь и здоровье экипажа, сохранность судна и груза), длительного отрыва от семьи (средняя продолжительность контракта 6-9 месяцев), незначительными отличиями в заработной плате плавсостава и береговых специалистов. Поэтому значительную часть командного состава морских судов разных компаний составляют граждане Польши, развивающихся государств Юго-Восточной Азии (в частности, Филиппин) и новых стран Восточной Европы (России, Украины).

Польша вступила на путь рыночных реформ в начале 80-х годов. Польские морские специалисты одними из первых в Восточном блоке получили возможность трудоустройства на иностранные суда и активно ею воспользовались. Однако с тех пор уровень жизни в этой стране существенно возрос, а определенная часть моряков смогла накопить первоначальный капитал и открыть собственное дело на берегу. Наметилась тенденция к оттоку польских специалистов из морской отрасли, а освободившуюся нишу не преминули занять выходцы из Азии. Подобная ситуация характерна для многих стран Западной Европы. Одновременно это положение является благоприятным и для трудоустройства на иностранные суда военных моряков Украины. Судовладельцы предпочитают набирать экипажи из граждан стран Восточной Европы – как высококвалифицированную, но более дешевую рабочую силу.

Квалификация и опыт моряков, работающих на судах мирового флота, имеют первостепенное значение. Всевозрастающие требования конвенций Международной Морской Организации к безопасности мореплавания, плавсоставу и управлению судном заставляют судовладельцев с особой тщательностью подбирать кадры для своего флота. Что еще важнее каждому судовладельцу – флот должен зарабатывать деньги, а низкая квалификация и непрофессионализм работников могут привести к ощутимым финансовым потерям.

Нанимая украинского моряка, иностранный судовладелец должен быть уверен, что такой специалист обладает соответствующими знаниями и опытом. Большую роль в этом деле играют морские академии, училища и тренажерные центры. Но даже выпускник академии не может быть нанят на иностранный флот, если не имеет подтвержденной морской практики и опыта.

В настоящее время мировой флот нуждается в специалистах командного состава: капитанах, старших помощниках, 2-х и 3-х помощниках капитана, старших механиках, 2-х, 3-х и 4-х механиках, электромеханиках. Именно поэтому, специалисты военно-морского флота, служившие на военных кораблях в составе БЧ-1 (штурманской боевой части) и БЧ-5 (электромеханической боевой части), интересуют иностранных судовладельцев как потенциальные работники. Эта категория офицеров привлекательна тем, что имеет большой опыт работы с электроникой и электронными системами автоматического управления судовыми энергетическими установками (как правило, все новейшие суда начинены новейшими электронными системами). Преимуществом военных моряков является также высокая дисциплина и наличие обширной практики. К недостаткам наших моряков можно отнести недостаточно глубокие знания в требованиях, законах и правилах торгового мореплавания.

К каждой категории плавсостава в соответствии с Кодексом ПДМНВ предъявляются свои специфические требования, которые предполагают обязательное прохождение специализированных курсов (одобренных ИМО) и последующую сертификацию полученных знаний, умений и навыков квалификационной комиссией. Специализированные курсы подготовки морских специалистов открыты при ряде учебных заведений, но для военных моряков они действуют на коммерческой основе. Поэтому прежде чем принимать решение, необходимо взвесить свои финансовые возможности. Даже при самом благоприятном раскладе после завершения доподготовки придется ожидать ухода в рейс около года, а то и больше. Такое долгосрочное вложение средств офицерам запаса в настоящее время не всегда доступно.

СЕМЬ НЕОБХОДИМЫХ ШАГОВ

Предположим, вы взвесили свои финансовые возможности и приняли положительное решение. Как его реализовать?

На сегодня еще действует Инструкция о порядке дипломирования морских специалистов, окончивших высшие военно-морские учебные заведения, утвержденная Главкомом ВМФ СССР и Министром Морского флота в 1991 году приказом №17 от 20 февраля 1991 года. Национальный документ, подготовленный на основе требований ПДМНВ 78/95 и определяющий порядок дипломирования военных моряков, уже разработан и находится на утверждении. Мы обязательно вернемся к его рассмотрению на страницах нашей газеты после официального опубликования.

Первый шаг: поход в райвоенкомат к начальнику 3-го отделения за справкой о плавательном цензе. В ней обязательно должен быть указан срок прохождения службы (для штурманов – в составе БЧ-1, для механиков – в составе БЧ-5). Так, специалистам палубной команды из состава офицеров запаса ВМФ для получения первичного рабочего диплома вахтенного помощника капитана (ШДП) необходимо не менее 24 месяцев плавания. Специалистам машинной команды из состава офицеров запаса ВМФ для получения первичного диплома вахтенного механика – не менее 20 месяцев плавания на судах с пропульсивной мощностью главной силовой от 300 КВТ.

Одновременно в военкомате необходимо получить справку об увольнении в запас.

Шаг второй: поход в управление капитана порта для подачи заявления о получении необходимого рабочего диплома или других документов, подтверждающих это право (копия диплома об окончании ВВМУЗа, справка о плавцензе, справка об увольнении в запас). Данная процедура уже влечет за собой финансовые расходы – не менее 50 гривен.

Шаг третий: выбор учебного заведения для прохождения обязательных курсов, рекомендуемых ИМО всем специалистам, с получением необходимого сертификата: специалиста по спасательным средствам; по организации медицинской помощи на борту (оказанию первой медицинской помощи); спасению человеческой жизни на море; по борьбе с пожарами.

Срок обучения на всех четырех курсах составляет в среднем неделю. Цены на данные услуги в большинстве тренажерных центров примерно одинаковы. Но если вы хотите получить качественную подготовку, то лучше пройти ее на учебно-тренировочных судах (“Смела” в Мариуполе, “Лесозаводск” в Одессе). Хотя крюинговые агентства не предъявляют претензий и к сертификатам других УТЦ. Средняя стоимость обучения в прошлом году составляла около 400 гривен (включая затраты учебного заведения), еще 150 гривен потребуется на работу Квалификационной комиссии, обеспечивающей признание ваших знаний, умений и навыков.

Для механиков затраты на доподготовку на этом этапе заканчиваются.

Шаг четвертый – для штурманов. Прохождение курса ГМССБ (Глобальной морской связи при бедствии на море), тренажера РЛС, тренажера САПР, работы с опасными грузами. В сумме стоимость доподготовки по данным курсам составляет от 700 до 1.000 долларов США. Такие курсы проводятся в Киеве (УТЦ АСК “Укрречфлот”), Мариуполе, Севастополе, Херсоне, Одессе. Срок обучения на всех четырех курсах составляет более 5 недель.

Шаг пятый – для всех. Поход в ОВИР для оформления загранпаспорта. Эта процедура обойдется примерно в 200 гривен – если выполнять ее в плановом порядке, или в два раза дороже – если по срочному. Плюс 50 долларов США на последующее открытие визы.

Шаг шестой: прохождение медицинской комиссии на допуск к работе на морских судах в специализированной клинике, а также проведение необходимых прививок. Стоимость данной процедуры – от 40 гривен и выше.

Шаг седьмой подготовительного этапа, заключительный: работа с крюинговыми агентствами. Необходимо обратиться в несколько агентств, чтобы определить, во-первых, свою “стоимость”; во-вторых, потребность в специалистах вашего профиля; в-третьих, выяснить, с судовладельцами каких стран работает данное агентство (от этого зависят и условия работы на судне, и уровень оплаты труда). Необходимо также оформить Удостоверение моряка. Далеко не каждое агентство выполняет эту работу. В ходе собеседования доведется пройти ряд тестов – как на профессиональную пригодность, так и на уровень владения английским языком. В общей сложности данный этап в финансовом плане может обойтись в 80-280 долларов США (стоимость оформления Удостоверения моряка плюс услуги крюингового агентства). Не спешите платить: ряд агентств не работает напрямую с судовладельцами и не гарантирует вашего трудоустройство. Метод их работы – размещение информации о соискателе в Интернете. Стоимость таких услуг – до 150 долларов США с непредсказуемым результатом.

Возможно, после собеседования в крюинговом агентстве вам будет необходимо пройти один из специализированных курсов для специалистов танкерного флота (газовозы, химовозы и прочее). Это также повлечет за собой определенные финансовые расходы: 200-400 гривен за курс продолжительностью в одну неделю.

Вы можете столкнуться с ситуацией, когда не будете востребованы на рынке труда в качестве 2-го или 3-го механика. Причины могут быть разные, – например, длительный срок со времени последнего выхода в море. Может быть, на начальном этапе штатской жизни – жизни “подфлажника” – есть смысл несколько снизить уровень своих притязаний и согласиться на первый рейс в качестве рядового члена экипажа на судне хорошей компании. Это лучше, чем сидеть на берегу без работы в ожидании “электронного” разрешения своей судьбы.

КТО ПОМОЖЕТ МОРСКОМУ ВОЛКУ

Проблемами профессиональной адаптации военнослужащих, уволенных в запас, занимается Национальный координационный центр социальной и профессиональной адаптации военнослужащих, уволенных в запас или отставку, действующий при Кабинете Министров Украины. За свою трехлетнюю историю Центр организовал переподготовку на гражданские специальности более 11 тысяч военнослужащих и членов их семей, причем более 4.500 из них оказано содействие в трудоустройстве. Проблемами военных моряков Центр занимается более года. В целях защиты интересов военных моряков специалисты Центра приняли непосредственное участие в разработке Инструкции о порядке дипломирования лиц, окончивших военно-морские учебные заведения. Налажены связи с государственными и коммерческими организациями, способными оказать поддержку военным морякам в их трудоустройстве.

Для более успешного трудоустройства военных моряков Центр планирует проведение бесплатного курса английского языка в Севастополе (примерно в июне-октябре 2000 года). К сожалению, ввиду жестких бюджетных ограничений Центр сейчас не может финансировать курсы профессиональной переподготовки. Основные усилия специалистов Центра направлены на привлечение внебюджетных средств для решения этой проблемы и трудоустройство офицеров, прошедших переподготовку и получивших необходимые сертификаты. Одним из направлений деятельности в этой области является проект переподготовки нескольких групп военных моряков в странах Европейского сообщества. Здесь, правда, действует условие смешанного финансирования – привлекаются личные средства обучаемых, бюджетные средства и средства крюинговых компаний.

Офицеры запаса ВМС, желающие получить поддержку в своей новой, гражданской жизни, могут обратиться в Центр по адресу:

03151, Киев, ул. Народного ополчения, 5а (6 этаж, отдел переподготовки);

тел.: (044) 246-22-13, 271-94-30.

Учебные заведения и учебно-тренажерные центры, осуществляющие профессиональную доподготовку специалистов:

Киевский УТЦ АСК “Укрречлот”

Киев, ул. Нижний Вал, 51

тел.: (044) 416-50-07, 416-84-43.

Херсонское мореходное училище

Херсон, ул. Ленина, 55

тел.: (0552) 26-46-51, 24-14-70, 22-35-57.

Азовский морской тренажерный центр

Мариуполь, пер. Пляжный, 3а

тел.: (0629) 31-75-42, 31-76-81.

Черноморский ТЦ

Севастополь, пр. Героев Сталинграда, 22

тел.: (0692) 41-12-54, 41-12-71, 41-21-33.

Одесский центр переподготовки и аттестации плавсостава ОДМА

Одесса, ул. Пастера 16

тел.: (0482) 23-86-83, 23-13-17, 23-01-96.

УТС “Лесозаводск”

Одесса, ул. Пионерская 30, корп. 3, каб. 25

тел.: (0482) 60-72-77, 34-33-60, 29-30-76.

Похожие записи

Добавить комментарий