ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ЧАСТНАЯ ШКОЛЫ: РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ УЧАЩИМИСЯ

shkoly moskvs chastnyeВ.А. ПРОХОДА ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ЧАСТНАЯ ШКОЛЫ: РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ УЧАЩИМИСЯ

ПРОХОДА Владимир Анатольевич кандидат социологических наук, ведущий специалист Всероссийского научно-практического Центра профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Минтруда России.

В данной публикации вниманию читателей предлагаются первые результаты проведенного в 1999 г. сравнительного исследования умонастроений учащихся 9-х классов государственных (муниципальных) и частных школ города Москвы (научный руководитель член-корр. РАН М.Н. Руткевич). Исследование осуществлено автором и И.Д. Лясковской (при содействии О.П. Новожениной в обработке материала) под эгидой Всероссийского научно-практического центра профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Минтруда России. Были выбраны три московских государственных школы, в каждой опрошено по одному девятому классу (N = 90), а также опрошены учащиеся девятых классов в семи частных школах г. Москвы (N = 81). Более широкий охват учащихся частных школ не состоялся из-за препятствий со стороны администрации. Следует отметить специфику Москвы как места исследования.

Из 570 негосударственных школ РФ, подавляющее большинство которых частные, в Москве находится 118. Даже во многих крупных областных (краевых) центрах их насчитываются единицы, причем в большинстве случаев еще нет выпускных классов основной (9 кл.) и средней (11 кл.) школы. Отличается Москва и по средним доходам на одного жителя (в 4 раза выше, чем в среднем по Федерации), и по социальному составу населения. Поэтому различия в самооценке материального положения семей, профориентационных планах, ценностных установках между выпускниками основной школы были бы, несомненно, более значительными, если бы удалось провести сравнение установок учащихся частных и государственных школ в целом по России.

Начнем с данных о самооценке учащимися материального положения их семей. Отметим, что “живут в полном достатке” (в % от числа давших ответ) 27% респондентов государственных школ и 46% частных. 16% первых и 3% вторых констатировали, что их семьи “живут от зарплаты до зарплаты”. Более половины опрошенных учащихся (57% — из государственных и 51% из частных школ) считают, что “живут вполне сносно”. Как видим, уровень обеспеченности семей учащихся частных учебных учреждений заметно выше. Результаты исследования свидетельствуют: в большинстве семей учащихся частных учебных учреждений родители принадлежат к социальной группе менеджеров, экономистов, юристов и т.д., занятых в сфере бизнеса и имеющих высокий уровень доходов. Месячная плата за обучение в частных школах, составляющая от 150 до 830 долларов США (данные по семи частным школам, где проводились опросы), доступна далеко не Работа поддержана Российским гуманитарным научным фондом (грант № 99-03-19856а). 119 каждой семье.

Неравенство образовательных возможностей проявляется в том, что в частных школах за счет более высокой оплаты труда подбираются квалифицированные кадры педагогов, а классы в 2-3 раза меньше по количеству учащихся. Тезис, высказанный во многих научных трудах, о растущем неравенстве в стартовых позициях подростков, определяемом социальной поляризацией нынешнего общества, находит свое конкретное подтверждение в приведенных выше данных. Рассмотрим теперь ориентации учащихся на продолжение образования различных типов школ. Большинство учащихся 9-х классов частных школ (54%) ориентированы на продолжение обучения в них же; вместе с тем, более 25% из них выразили желание перейти в 10-й класс государственной школы (гимназии, лицея), что объясняется либо отсутствием возможностей у семьи для дальнейшего содержания подростка в частной школе, либо неполной удовлетворенностью получаемым в ней уровнем подготовки. В то же время среди учащихся государственных школ больше доля тех, кто ориентирован на поступление в техникум 9% (3% в частных школах). Последнее свидетельствует о намерении более раннего вступления в самостоятельную жизнь. Подавляющим же большинством московских школьников получение среднего образования рассматривается как подготовительный этап для поступления в вуз. Доступность его реального получения выше у выпускников частных школ, за счет финансовых возможностей семей, позволяющих поступить в государственные и частные вузы на платной основе.

Тип школы существенным образом влияет на профессиональную ориентацию молодежи, которая более полно сформировалась у учащихся государственных учебных учреждений. На вопрос: “Выбрали ли Вы свою будущую профессию?” 80% подростков ответили утвердительно (30% в частных школах); 12% (28%) отрицательно, а 8% (42%) затруднились ответить. Эта дифференциация объясняется, по-видимому, большим пространством для маневра в выборе профессии у выпускников 9-х классов частных школ, возможностью отложить на известное время решение вопроса о выборе профессии вследствие более высокого уровня доходов в семье. Переход к рыночным отношениям оказал огромное влияние на профессиональные предпочтения молодежи. При определении престижности профессий мнения учащихся частных, т.е. привилегированных, и массовых учебных учреждений в определенной степени совпадают, поскольку определяются общими умонастроениями московских подростков. Все они считают наиболее престижными профессии предпринимателя, бизнесмена, юриста, дипломата, экономиста, программиста, что, отчасти, обусловлено возросшим спросом на них в новых экономических условиях.

Мотивы выбора профессии у выпускников различного типа школ также весьма различаются. Общими для молодых людей мотивами являются хороший заработок, позволяющий обеспечить достойное существование (44% в обоих типах школ), и возможность наиболее полной реализации своего творческого потенциала (37% в государственных школах, 35% в частных). В то же время учащиеся государственных школ в отличие от выпускников частных большее значение при выборе профессии придают ее полезности и важности для общества, соответственно 17% и 9%. Выбирая профессию, молодые люди ориентируются на занятие определенного места в социальной структуре общества, ассоциируя себя в будущем с той или иной социальной группой. Тип учебного заведения в этом отношении оказывает ощутимое воздействие на установки учащихся. В частных школах значительно выше доля опрошенных, ориентированных на работу в коммерческой сфере, то есть на включение себя в слой предпринимателей 31% (19% в государственных школах). Выпускники этих учебных учреждений гораздо чаще своих ровесников из массовых школ склонны в будущем видеть себя среди руководителей организаций и предприятий 10% (1% в государственных школах).

Дифференциация социально-профессиональных предпочтений респондентов обнаруживается и в их ориентациях на последующую работу в организациях и на предприятиях различных форм собственности. Исследование показало, что учащиеся частных школ в большей мере ориентированы на работу в частном, акционерном секторе, а их сверстники из “обычных” учебных учреждений чаще отдают предпочтение работе на государственных (муниципальных) предприятиях. Выбор подростков можно объяснить тесной связью предпочтений молодежи с социальным положением родителей, стремлением унаследовать статус родителей, а также наличием у подростков, обучающихся за высокую плату в частных школах, более широких возможностей трудоустройства в частном секторе, где доходы существенно выше.

Различия в материальном положении контингента учащихся частных и государственных школ влияют на их ценностные установки. Очевидно, что глубокие перемены, происходящие в российском обществе в последнее десятилетие, повлияли на сознание подростков. Оно формируется под определенным воздействием средств массовой информации, общественных настроений в целом, а также “психологического климата” в семье и школе, направленности и уровня преподавания таких дисциплин, как история, литература, выбора учебников, который осуществляется преподавателями и администрациями школ, и т.д. Как известно во многих новых учебниках события отечественной истории освещаются весьма односторонне. Если первая группа факторов действует на всех подростков примерно в равной степени, то вторая весьма различным образом влияет на контингент учащихся государственных и частных школ, столь существенно различающийся по социальному составу и общей атмосфере в преподавательской и ученической среде.

Совокупное действие отмеченных факторов находит отражение в ранжировании ответов на вопрос: “Каковы Ваши ближайшие планы на будущее?” (см. табл.). Жизненные приоритеты пятнадцатилетних подростков во многом схожи, первые четыре позиции совпадают: найти счастье в личной жизни, реализовать себя в профессиональном отношении, научиться зарабатывать на жизнь и т.д. Но далее обнаруживаются различия в ценностных ориентациях. Если создание “своего дела” среди учащихся частных школ на 6 месте (42% опрошенных), то среди их сверстников в государственных школах на 8-9 месте (22%), “добиться высокого положения в обществе” соответственно на 8-9 и 13 месте. О любви к Родине упоминают в числе приоритетных целей в жизни 30% учащихся государственных школ (5 позиция), но лишь 16% учащихся частных школ (10-11-12 позиции).

Различия в материальном положении и социальном статусе родителей определенным образом сказываются также на нравственных установках подростков в отношении вредных привычек. Наличием немалой суммы личных денег обусловлен, например, тот факт, что выпускники частных школ чаще своих сверстников из “обыкновенных” школ курят — 31% (26% в государственных школах) и употребляют крепкие алкогольные напитки 43% (29%), а также склонны к одобрению таких действий. Представленные некоторые результаты исследования, на наш взгляд, подтверждают вывод, что появление частных учебных заведений в системе общего образования способствует углублению неравенства в стартовых позициях молодежи, а тем самым в конечном итоге будет усиливать социальную дифференциацию в современном российском обществе.

Добавить комментарий