РЫНОК БИЗНЕС-ТРЕНИНГОВ В РОССИИ

РЫНОК БИЗНЕС-ТРЕНИНГОВ В РОССИИ:
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
bizness treningТренинги как метод обучения были известны давно, однако массовое использование их в сфере профессионального образования и повышения квалификации началось в 80-е годы. За короткий период, исчисляемый примерно десятилетием, тренинги превратились в крупную отрасль индустрии образования.

Обучение посредством тренингов стало массовым явлением. К числу наиболее распространенных тренингов можно причислить тренинг продаж, тренинг ведения переговоров, тренинг работы в команде, тренинг руководства людьми и т.д.
Российский рынок бизнес-тренингов динамично развивается. Если в начале 90-х годов число организаций и групп, проводящих бизнес-тренинги, не превышало десяти, причем почти все они находились в Москве, то сегодня только в восьми обследованных городах действует более 150 организаций, для которых данный вид деятельности является основным.
По мнению сотрудника института социологии РАН Сергея Белановского, организации, формирующие рыночный спрос на обучение своих сотрудников методом бизнес-тренингов методом, можно разделить на три типа, в зависимости от их готовности использовать в своей практике прогрессивные методы работы на рынке.
Бизнес-тренинги раньше всего начали пользоваться спросом у российских филиалов западных компаний, а также у некоторых совместных предприятий, использующих западные методы организации деятельности. Затем за ними последовали российские фирмы, сознательно копирующие западный стиль работы и стремящиеся работать на мировом уровне. Наконец, третьими были прочие российские фирмы и предприятия, испытывающие трудности в организации работы.
В настоящее время можно говорить о том, что спрос на бизнес-тренинги у организаций первого и второго типа достиг насыщения. Неудовлетворенного спроса не наблюдается. Совокупный объем предложения бизнес-тренинговых услуг приблизительно равен емкости рынка, образованного названными категориями предприятий.
Освоение потенциального рынка, представленного организациями третьего типа, идет медленно, хотя масштабы этого рынка огромны.

Причины трудностей видятся не только в консерватизме мышления и недостаточной квалификации руководителей “советских” организаций, но и в равной мере в неумении продавцов этого нового прогрессивного товара, которым являются бизнес-тренинги, эффективно работать с традиционным советским потребителем. В этом смысле можно говорить об определенном консерватизме мышления самих производителей бизнес-тренинговых услуг, не сумевших найти нужные алгоритмы и подходы.
Тем не менее, очевидно, что названные трудности рано или поздно будут преодолены, и объем рынка российских бизнес-тренинговых услуг увеличится на порядок, приблизившись по удельным показателям к состоянию аналогичных рынков в развитых странах. Конкретные сроки этого перехода предсказать трудно, но можно констатировать, что определенные сдвиги в этом направлении уже есть.
Практика показывает, что на определенном этапе развития рынка появляется потребность в справочной литературе, позволяющей продавцам и потенциальным покупателям правильно ориентироваться. В справочниках собраны сведения по таким актуальным направлениям, как маркетинговые исследования, малый бизнес, бизнес-образование, стратегии бизнеса, услуги по подбору персонала, мониторинг оплаты труда в России и т.д.
Работа по сбору и обработке информации для справочников велась ИСАРП совместно с сотрудниками Рабочего Центра Экономических реформ при Правительстве РФ и Российского Центра Приватизации с конца 1996г.
Тематика проводимых исследований была основана на анализе информационных потребностей предпринимателей и особенностях российского рынка: недостаток квалифицированных кадров, потребность в рыночном образовании, недостаточное знание собственных рынков и т.д.
Проект был поддержан Всемирным Банком Реконструкции и Развития, благодаря чему справочники содержат информацию практически из всех крупнейших городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Владивостока, Красноярска, Ростова-на-Дону, Волгограда. Справочник содержит аналитическую статью, данные о фирмах-провайдерах, рейтинги этих фирм, систематическое описание тренингов, их классификацию и другую полезную информацию.
В центральной прессе была развернута широкая презентация данных справочников. Добрались они и до Института Стратегического Анализа и Развития Предпринимательства (Москва)и совместно с РПРГ провел в малом зале обладминистрации пресс-конференцию: “Информационно-аналитические издания для российского бизнеса”. Среди лиц, рекомендовавших данную справочную литературу, можно назвать Александра Дворникова, начальника отдела информационно-технической поддержки и развития компьютерных сетей Администрации Новосибирской области, и Марию Удальцову, доктора экономических наук, проректора по научной работе НГАЭиУ, вице-президента российской социологической ассоциации.
По их словам, все данные в справочниках серии “Бизнес-Тезаурус” публикуются бесплатно, в них нет никакой рекламы, и это позволило сохранить объективность. В справочники попали большинство фирм, реально представленных на рынках соответствующих бизнес-услуг. Сведения, которые предоставили о себе фирмы-провайдеры, были оценены путем опроса клиентов этих фирм.
Учитывая специфику информационно-аналитических изданий и бурное развитие рынков бизнес-услуг, справочники будут обновляться постоянно. В процессе подготовки находятся вторые выпуски справочников, которые увидят свет осенью этого года.

Похожие записи

Добавить комментарий