Где лучше учиться музыке?

Рейтинг музыкальных школ страны

uchitsjamuzykeВ Московском департаменте культуры нам назвали более двух десятков лучших столичных школ из 134. Среди них известные, прославившиеся педагогами и выпускниками. В 31-й школе имени Ипполитова-Иванова гордятся ученицей класса фортепиано Аллой Пугачевой (педагоги звали ее “сорванчихой”). По соседству (но на 20 лет позже), в 30-й школе имени Алексеева, учился играть на фортепиано старательный мальчик Филипп Киркоров. В 7-м классе третьей школы имени Мясковского учится Коля Сысуев, сын вице-премьера правительства РФ. А в 20-ю школу возили внучку президента Ельцина, Настю Окулову. Не говоря уж о бесчисленных артистических, банковских и прочих детях, которых можно найти в любой московской музыкальной школе.

Детская музыкальная школа имени Гнесиных

    Самая старая школа Москвы. Ее создала в 1895 году Елена Фабиановна Гнесина вместе с сестрой Елизаветой и братом Михаилом. По сборникам пьес Елены Гнесиной до сих пор учат маленьких пианистов.

    Из школы Гнесиных вырос весь так называемый гнесинский комбинат: средняя спецшкола, училище, музыкально-педагогический институт (ныне Российская академия музыки).

    В Гнесинке учились композиторы Арам Хачатурян, Тихон Хренников, Андрей Эшпай, Борис Чайковский, дирижер Геннадий Рождественский, певицы Галина Писаренко и Ирина Архипова, другие видные музыканты.

    Директор школы Андрей Подгорный – единственный из директоров музыкальных школ, кто удостоен звания заслуженного деятеля искусств. Он руководит школьным симфоническим оркестром.

    Считается престижным учиться и преподавать в этой школе. Бывшего главного дирижера образцового духового оркестра Министерства обороны генерала Николая Михайлова звали работать в консерваторию, но он пошел преподавать в Гнесинку.

    Самое привлекательное в этой школе то, что она напрямую связана с училищем и академией. Ученики школы и студенты участвуют в общих концертах. И конечно, педагоги училища и вуза заранее подбирают себе будущих воспитанников.

    Плохих преподавателей и бездарных детей в этой школе нет, а вот юных лауреатов множество. Есть и выдающиеся таланты. Например, шестнадцатилетний пианист Денис Кузнецов, ученик педагога Ирины Габриэлловой. Он победил на 6 конкурсах, выступал и в Японии, и в Бразилии. В этом году играл сольный концерт в Рахманиновском зале (обычно сольные концерты дают выпускники консерватории). Денису этот концерт зачли как выпускной экзамен.

Детская музыкальная школа №1 имени Прокофьева

    Самая знаменитая и помпезная московская школа. Сюда отдавали своих детей дирижер Евгений Колобов и спортивный комментатор Николай Озеров, артисты Семен Фарада, Ирина Метлицкая. В школе до сих пор учится несколько посольских детей из латиноамериканских стран (директор школы долгое время преподавал в Гаване).

    В школе создан музей композитора Сергея Прокофьева – единственный в стране. Родственники передали школе фортепиано и нотную библиотеку композитора.

    Еженедельных занятий в этой школе больше, чем обычно. Кроме уроков по специальности (индивидуальное обучение на инструменте 2 раза в неделю), сольфеджио, теории и музлитературы (по 1 часу в неделю), все ученики поют в хоре (их всего четыре), играют в оркестре (симфонический и народный), ансамблях скрипачей и виолончелистов. Прибавьте сюда чтение с листа и камерный ансамбль.

    Самые популярные педагоги, к которым стремятся отдать детей,- Фрида Виноградова и Наталья Урупина (фортепиано), Николай Востряков (духовые инструменты), Виктор Лобов (аккордеон). Они выбирают наиболее талантливых учеников.

    В прошлом году воспитанники школы участвовали в 9 республиканских и в 68 международных конкурсах. 10 учеников получают стипендию фонда “Новые имена”. По приглашению общества Артура Тосканини и Института Антонио Вивальди дети ездили выступать в Италию, на Сицилию. Были на гастролях в Англии.

    Выпускники школы поступают в 8-й класс Центральной музыкальной спецшколы при Московской консерватории, в музыкальные училища; духовики идут в военно-музыкальное училище.

Детская музыкальная школа №2 имени Дунаевского

    Самая большая в России. Полторы тысячи детей обучаются по 32 специальностям.

    Самое популярное отделение – джазовое. Конкурс здесь до 10 человек на место. Биг-бэнд школы постоянно выступает на всевозможных конкурсах в России и за рубежом. В класс гитары принимают с 10 лет, на джазовые специальности – с 9 до 20 лет.

    Лучшим джазовым педагогом считают Евгения Гречищева. А из “классических” – Татьяну Николайчук (класс фортепиано), Галину Ларичеву (гитара), Ксению Малышеву (домра).

    Среди выпускников прошлых лет – народная артистка певица Галина Калинина, артисты театра “Ромэн” Жемчужные. Семь “дунаевцев” играют в оркестре Большого театра.

    Самым талантливым школа платит стипендию – 50 рублей. Четыре ученика получают стипендию Московского комитета по культуре, два – российского Министерства культуры.

Детская хоровая школа “Весна”

    Эту школу в 1965 году создал (и возглавляет до сих пор) выпускник Московской консерватории Александр Пономарев. Сначала это была самодеятельная студия при ЖЭКе. Пономарев принимал всех желающих и учил петь. Потом добился в министерстве статуса, которого раньше не было,- детская хоровая школа.

    “Весна” получила мировое признание. Школа выступала на многих международных хоровых конкурсах, соревновалась даже со взрослыми хорами – и побеждала. Репертуар “Весны” самый изысканный: классика хоровой музыки, мессы, кантаты и оратории. Выпущено 4 собственных компакт-диска.

    В подготовительный класс принимают с 5 лет. Занимаются с детьми по специальным методикам, учат особой манере пения. Поэтому, если в 1-й класс в порядке исключения еще возьмут ребенка “со стороны”, то во 2-й – никогда: он уже не сможет петь так, как воспитанные в “Весне” дети.

    В школе учится около 300 ребят (в подготовительной группе 40 человек). Кроме хора, занимаются на фортепиано, изучают сольфеджио, историю и теорию музыки. 15 человек из каждого выпуска остаются в 8-м классе, а потом поступают в музыкальные училища.

    Каждое лето школа выезжает в хоровой лагерь то в Карелию, то в Крым, то в Подмосковье, а недавно обосновалась в Словакии.

Провинциальные музыкальные школы

    Музыкальные гении России рождались не только в столицах. Чайковский – в Воткинске, Рахманинов – в Тихвине, Глинка – в Смоленской губернии, Свиридов – в Курске, Ростропович – в Оренбурге… Провинциальные города не меньше, чем Москва или Питер, хранят музыкальные традиции. Музыкальные школы, созданные еще в начале века, существуют до сих пор. Очень часто за ними сохраняют номер 1 – и, как правило, это самые престижные школы города.

Казань Детская музыкальная школа №1

расположилась в бывшей усадьбе Баратынских. Все городское и республиканское начальство, все банкиры и бизнесмены водили и водят сюда детей и внуков.

    В школе преподают по совместительству педагоги из музыкального училища, консерватории и университета. Они возглавляют комиссии на выпускных экзаменах и дают школьникам рекомендации для дальнейшей учебы.

    Школа была открыта первой в республике (1932 год), а потому из нее вышло большинство нынешних преподавателей училищ, школ. Есть и профессора Казанской, Нижегородской и Московской консерваторий. Учились в 1-й школе известная срипачка Ирина Бочкова, современный классик композитор София Губайдулина. Ученики и сейчас побеждают на конкурсах. Виолончелистка Алсу Хакимуллина в этом году стала лауреатом конкурса Андреа Постаккини в Италии.

    Отчетные концерты школы проходят в Большом концертном зале республики – свободных мест не бывает.

    Здешняя знаменитость, хор “Маленькие мастера пения” (дирижер Марина Розенберг), выступал во многих городах России, побывал в Германии и Франции, пел на Венской хоровой ассамблее, на конкурсе детских хоров в Чехии. Дети исполняют сочинения Бортнянского, Чеснокова, Баха, Моцарта, Шуберта, народные песни, хоры современных композиторов.

Оренбургская Музыкальная школа №1

открыла в 1919 году бабушка Мстислава Ростроповича, Ольга Сергеевна Федотова. У нее было пятеро детей, три ее дочери стали музыкантами. Пианистка Ольга Федотова окончила Московскую консерваторию у знаменитого профессора Игумнова, вернулась в Оренбург преподавать в “маминой” школе и вскоре вышла замуж за скрипача и дирижера Леопольда Ростроповича. Их сын Мстислав начинал восхождение к вершинам музыкального искусства именно в 1-й школе. В 1993 году Мстислав Ростропович приезжал в Оренбург, где учредил специальный фонд для проведения ежегодного конкурса юных музыкантов.

    Собственно, все оренбургское музыкальное образование выросло из школы Федотовых – и другие музшколы, и музучилище, открывшееся в 1927 году, и Институт искусств, созданный год назад. Выпускные экзамены в школе засчитываются как вступительные в училище.

    Кроме обязательных предметов, каждый ученик может по выбору (1 час в неделю) заниматься аккомпанементом, чтением с листа, ритмикой, вокалом, индивидуальным сольфеджио, импровизацией, подбором на слух.

    В 1-й школе детей воспитывают в традициях русской культуры. Каждый год отмечают концертами дни рождения Чайковского, Рахманинова, Римского-Корсакова, Мусоргского, Прокофьева, Лермонтова, Есенина, Цветаевой; 19 октября проводят день пушкинского Лицея.

    Ученики школы ежегодно участвуют в конкурсе имени Кабалевского в Самаре. Роман Абдулин стал лауреатом международного конкурса во Владивостоке.

Ростов-на Дону: Детская музыкальная школа имени Чайковского

    Школа сотрудничает с училищем искусств и консерваторией.

    Сверх стандартной программы дети могут обучаться игре на других музыкальных инструментах (к примеру, скрипачи осваивают фортепиано, баянисты – домру или балалайку и т.д.).

    Дети посещают все концерты в филармонии и Ростовской картинной галерее (для них выделены абонементы). Да и сама школа работает как филармония: дает 130 концертов в сезон (то есть 3-4 в неделю), проводит бесплатные концерты.

    В 1998 году 3 выпускника школы стали лауреатами международных конкурсов, 6 – дипломантами.

Пермь: Детская музыкальная школа №1

– старейшая в городе. Из выпускников последних пяти лет 10 музыкантов стали лауреатами всероссийских и международных конкурсов.

    Школа разместилась в старинном трехэтажном особняке. Его возвели в начале века для генералов строительной воинской части, прокладывавшей железную дорогу из Вятки в Екатеринбург. Здесь широкие лестницы с завитушками и колонны при входе. Но здание невелико и с трудом вмещает 650 юных дарований, вынужденных заниматься в несколько смен 7 дней в неделю.

    Впрочем, их родителей это не смущает, потому что учиться в 1-й школе престижно: каждый год кто-нибудь из учеников выходит в лауреаты. Илюша Гольдберг показал высшее мастерство на 1-м всероссийском конкурсе скрипачей имени Гнесиных; Паша Милюков покорил жюри 2-го международного конкурса юных скрипачей; побеждали на конкурсах флейтисты Алеша Спицин и Коля Хазанов, скрипачи Даша Иванова, Павлик и Лена Башмаковы, пианисты Маргарита Шевченко и Юра Шадрин. Брат и сестра Башмаковы в общеобразовательной школе прославились частыми “двойками”, зато в музыке они восходящие “звезды” – за ними следит вся Пермь. Сейчас они заканчивают гнесинскую десятилетку.

    В школе очень строгие порядки. За “двойки” и “тройки” по профилирующим предметам переводят в “группу на самоокупаемости”, где плата в два раза больше. Но эта мера временная, до тех пор пока оценки не исправятся.

    В школе №1 собран “весь цвет” пермской музыкальной педагогики. Родители почитают за счастье, если ребенок попадет к заслуженному работнику культуры РФ Татьяне Шевцовой, которая ведет класс скрипки, к композитору и аранжировщику, руководителю оркестра народных инструментов Михаилу Кузнецову, к руководителю квартета флейтистов Леониду Солнцеву.

Ижевск: Школа искусств №1

    Выпускники школы поступают в Ижевское музыкальное училище, Московскую, Казанскую, Екатеринбургскую, Петербургскую консерватории.

    Первая музыкальная отличается от всех остальных школ в городе: сюда отбирают самых талантливых детей.

    Знаменит школьный хор. Руководитель хора Наталья Веркиенко пригласила известного бельгийского дирижера Дени Меньи провести в школе мастер-класс. Профессор разучил с детским хором и исполнил на концерте сочинения эпохи Возрождения. А после концерта признался, что был удивлен, как тонко чувствовали дети эту музыку.

    Оркестр баянов и аккордеонов, ансамбль скрипачей, ансамбль домристов – лауреаты международных конкурсов. В октябре школа отмечает свое шестидесятилетие. Поздравить учеников и педагогов соберутся выпускники, благодарные родители и общественность столицы Удмуртии.

1- я Ставропольская музыкальная школа

Когда речь заходит о детском музыкальном образовании в Ставрополе, коренные ставропольцы называют 1-ю музыкальную школу города, основанную еще в 1901 году. Эта была вообще первая музыкальная школа на Северном Кавказе. О здании школы рассказывают романтическую легенду. Ставропольский купец Леонидов влюбился в итальянскую балерину, уговаривал ее жить в России и выстроил для возлюбленной роскошный особняк с прекрасным музыкальным салоном. Балерина так и не приехала, а в особняке обосновалась школа. Возглавлял ее тогда Иван Попов, талантливый дирижер и композитор. В “музыкальной раковине” Воронцовской рощи на знаменитых Летних симфонических сезонах его оркестр играл Гайдна и Чайковского. Здесь же в 1904 году впервые прозвучала знаменитая песня “Плещут холодные волны” (“Варяг”) – ее сочинил преподаватель школы Василий Беневский.

    Школа всегда считалась элитарной: устроить сюда чадо было пределом родительской доблести. И сейчас к самым известным преподавателям фортепиано Елене Серебряковой и Вячеславу Мартынову возят детей со всех концов города. Практически все ученики школы поступают в краевое училище искусств (экзамены совмещенные).

    Дети часто ездят на всероссийские и международные конкурсы. Владимир Румянцев, Борис Трофимов, Тимофей Мухортов (все – пианисты) завоевали лауреатские дипломы. Редкий случай: на конкурсы дети ездят в основном за свой счет. Однажды директор школы попросил Ставропольский банк Сбербанка России оплатить поездку детей на конкурс в Волгодонск и получил отказ.

    Достопримечательность 1-й музшколы: в ее зале установлен первый в России электронный орган (второй – в католическом костеле в Петербурге,третий – в концертном зале Гнесинки). Концерты органной музыки проходят каждый четверг, и всегда с аншлагом.

Волгоград: Музыкальная школа №1

    В этом году ей исполнилось 50 лет. Здесь учились солистка Большого театра Марина Мещерякова, победитель Международного конкурса пианистов имени Павла Серебрякова (1998 год) Юрий Ильинов, лауреаты многих музыкальных конкурсов в России, США, Франции.

    Сейчас в школе 554 ученика получают образование по 17 специальностям. Каждое отделение школы курирует педагог Ставропольского института искусств.

    Сверх стандартной программы дети по желанию могут осваивать второй музыкальный инструмент (1 час в неделю). Для учеников школы выделены абонементы на концерты Волгоградского академического симфонического оркестра (дирижер народный артист РФ Эдуард Серов). Нередко с этим оркестром играют и ученики школы. Школьная филармония дает концерты в детских садах, школах, воинских частях.

Ярославль: Детская музыкальная школа №1 имени Собинова

    Школа основана в 1904 году. Долгое время была единственной в городе. Сейчас в Ярославле работает 12 хороших музыкальных школ, но “первая” продолжает оставаться первой. Здесь учился известный композитор Вениамин Баснер, автор советского хита “С чего начинается Родина”.

    В школе обучают игре на фортепиано, скрипке, виолончели, баяне, домре, гобое, флейте, классическому и народному пению. Школьный концертный хор “Глория” – лауреат международного конкурса.

    Победитель конкурса имени Глинки этого года восьмилетний пианист Андрей Петров получает стипендию фонда “Новые имена”, 10 учеников – стипендиаты областного и городского фонда культуры. Ученики ездят на гастроли в Англию, Францию, Германию, Грецию.

Пятигорск: Детская музыкальная школа №1 имени Сафонова

    Основатель московской фортепианной школы, директор Московской консерватории в 1889-1906 годах Владимир Иванович Сафонов – сын казачьего офицера. Родился на Кавказе. В 1906 году Сафонов поссорился со студентами консерватории и уехал в Америку, где стал главным дирижером Национального оркестра в Нью-Йорке.

    В 1912 году при его попечительстве в Пятигорске была открыта музыкальная школа. Лучшие ученики получали пожизненные стипендии (“на проучение недостаточных студентов”).

    Спустя 80 лет школе присвоили имя Сафонова. А с 1993-го в Пятигорске проходит Всероссийский юношеский конкурс имени Сафонова.

    Кроме обычных музыкальных предметов, в школе есть факультативы по истории искусств и основам христианской этики.

    Выпускники школы учатся в училищах и консерваториях в Ростове, Саратове, Астрахани, Ставрополе. Лучших учеников забирали в Москву – в ЦМШ, Гнесинское училище и Российскую академию музыки.

    Пятигорский пианист Сергей Басукинский завоевал 1-е место на юношеском конкурсе имени Чайковского в Санкт-Петербурге, Виктор Агеев победил на конкурсе в Риме в 1997-м.

Красноярск: Детская школа искусств №1

    У этой лучшей в городе школы есть две особенности.

    Первая в том, что каждый желающий может сверх программы заниматься композицией и импровизацией (по 40 часов в месяц). Вторая особенность: с учениками старших классов занимаются преподаватели музыкального училища – дети заранее знают, у кого они продолжат обучение после школы.

    В Красноярском крае есть село Атаманово, где расположился летний музыкальный лагерь. Дети отдыхают и одновременно продолжают занятия музыкой со своими педагогами. Путевка стоит 2000 рублей, но родители учеников музыкальной школы платят всего 200 рублей.

Омск: Детская музыкальная школа №1

    В прошлом веке омские купцы, чиновники, интеллигенты выписывали учителей музыки из Петербурга, Москвы и Вены. Девицы из женской гимназии и кадеты из военного училища непременно играли и пели на городских музыкальных вечерах.

    В конце гражданской войны в Омске открыли музыкальную школу. В ней учился скрипач Исаак Янкелевич – будущий профессор Московской консерватории. Однажды он участвовал в благотворительном концерте, который устроили, чтобы собрать деньги на дорогу в Москву для талантливого юноши Виссариона Шебалина. Шебалин стал композитором, написал оперу “Декабристы”.

    Школа стабильно работала при любых властях – за восемьдесят лет сменилось всего три директора. Пожалуй, лучше всего здесь поставлено обучение на струнных и духовых инструментах. Выпускники школы играют в оркестрах Швейцарии, Германии, США, Израиля. А в симфоническом, камерном и народном оркестрах Омска большинство музыкантов – из 1-й школы. В прошлом году ученик школы Леня Сморгунер получил первую премию на конкурсе скрипачей в Ганновере.

    Пианисты тоже сильные: в том же году 6 человек стали лауреатами конкурса в Петербурге. Жюри было удивлено отличной профессиональной подготовкой ребят и выдало грамоты трем педагогам школы.

    Недавно открыли джазовое отделение. Его ведет известный джазовый пианист Юрий Поляков.

Владивосток: Детская школа искусств №1 имени Прокофьева

    В школе обучают по 40 специальностям – от фортепиано и скрипки до ударных инструментов.

    Для одаренных детей и лауреатов в школе создан специальный центр. С ними занимаются анализом музыкальных произведений, гармонией, теорией музыки.

    За последние 5 лет более 30 выпускников школы стали дипломантами и лауреатами международных конкурсов.

    В этом году побеждали на конкурсах скрипачка Катя Тыква, пианист Женя Соловьев, баянист Женя Слинько.

    Среди педагогов самым выдающимся считается заслуженный артист России профессор Феликс Кальман (класс скрипки). Он отбирает самых талантливых детей и помогает готовиться к поступлению в училища и консерватории. 15 его учеников учатся сейчас в Москве, 6 работают за рубежом.

Новосибирск: Детская музыкальная школа №1

    Свой известностью школа обязана педагогу по классу скрипки Иосифу Гутману. Он выучил Вадима Репина. Сейчас у него занимается еще один гениальный ученик – Миша Симонян (недавно он играл в Москве с оркестром Владимира Спивакова).

    В свое время школу окончили пианист Антон Мордасов (третья премия на конкурсе имени Чайковского), лауреат конкурса имени Венявского скрипач Илья Коновалов – сейчас они живут и работают за пределами России.

В чем плюсы музыкальной школы?

Моцарта и Бетховена, Паганини и Ямпольского отцы “дрессировали” нещадно. У Вадика Репина и Жени Кисина не было в детстве ничего, кроме муштры. Их пример не дает покоя родителям, мечтающим о блистательной музыкальной карьере для своих детей. Корреспонденты “Карьеры” решили выяснить, в каких школах умеют выращивать гениев. А потому – впервые рейтинг российских музыкальных школ.

С вундеркиндами вопрос решается просто. Как только ребенок проявит первые признаки гениальности, то есть начнет бряцать по клавишам или ни с того ни с сего громко запоет, надо отдавать его в учение. Для особо одаренных детей существуют специальные музыкальные школы-одиннадцатилетки при музыкальных вузах. Там дети получают одновременно музыкальное и общее среднее образование. Если в вашем городе нет консерватории, надо, во-первых, найти хорошего учителя, который не даст зачахнуть таланту, во-вторых, запастись большой хворостиной, чтобы помочь учителю в его благородном деле по выращиванию из вашего отпрыска гения, и в-третьих, приготовиться к большим расходам.

Рано или поздно вам придется отправлять юного гения на областные, всероссийские и международные конкурсы. Когда же подрастет, он будет шлифовать исполнительское мастерство в Москве, Питере или даже за границей. Но в конце концов ваши затраты окупятся “звездными” гонорарами.

К 19 годам ваш ребенок будет владеть “непыльной” и вполне приличной профессией преподавателя музыки, концертмейстера или артиста оркестра. Это ремесло всегда прокормит того, кто не станет лениться и будет бегать по ученикам или играть в ресторане. После училища можно поступать в консерваторию или музыкально-педагогический институт. Консерваторский диплом даст более высокие заработки, откроет путь на концертную сцену. Спрос на музыкальное образование всегда был, есть и будет.

В музыкальную школу ведут детей и те родители, которые не думают о профессиональном обучении, но хотят, чтобы все в ребенке было прекрасно – “и душа, и мысли”. Чтобы, когда придут гости, можно было сказать: “Пава, изобрази!” – и Пава изобразит, например, романс из кинофильма “Метель”. А если без шуток, то традиции домашнего музицирования вовсе не канули в Лету. На каком то этапе своего музыкального развития может понадобится и запись своих произведений, их аранжировка или други репетиционные услуги. Далеко ходить не надо, поскольку лучшая репетиционная база как раз находится по данному адресу.

У автора этой заметки есть друг, который вместе с женой и двумя дочками ставит маленькие оперы – на спектакли сбегаются все знакомые. Во всем мире невеждой в музыке быть стыдно. В самом маленьком городишке Европы и Америки принято ходить на концерты местного симфонического оркестра или петь в кирхе по нотам хоралы Баха. Билл Клинтон отлично играет на саксофоне. Наш президент тоже может сбацать на ложках или подирижировать оркестром. Гейдар Алиев, когда был первым секретарем в Азербайджане, заставлял всех руководителей ходить в филармонию. 70% студентов МГИМО учились в музыкальных школах.

Есть еще одна привлекательная стороны учебы в музыкальной школе. Солисты, хоры и оркестры часто ездят на всевозможные фестивали и конкурсы, в том числе за границу. Как правило, такие поездки полностью оплачивают спонсоры. Кинорежиссеры нередко отбирают детей для съемок тоже в музыкальных школах. Сейчас Денис Евстигнеев снимает фильм “Мама”. В главной роли Нонна Мордюкова. А ее “кинодетей” нашли в 27-й московской музыкальной школе. Играющий на пианино или гитаре ни в какой компании не будет лишним. И одиноким тоже не будет. Кто играет – говорит с Ним и с людьми, даже если они далеко.

Добавить комментарий