Мультликбез

 

Существуют люди, которые считают, что смотреть мультики после 16 лет не стыдно. В том случае, если речь идет о японской анимации. Тысячи взрослых дядей и тетей, тинейджеров, бабушек и дедушек во всем мире являются фэнами мультиков и комиксов из Cтраны восходящего солнца. В июне у русских фанатов праздник – очередной 54-й фестиваль японского кино, на котором, вероятно, покажут что-нибудь свеженькое рисованное.

История
Все началось очень давно, а именно после второй мировой войны. Тэдзука Осаму, которого сейчас по праву называют отцом аниме, после длительной стажировки на студии Диснея, вернулся на родину в Японию и начал рисовать комиксы и мультики. Он перенял у американских художников важнейшие навыки и решил на основе своего опыта создать собственную рисовальную школу. Так появились на свет первые японские манги (комиксы) и аниме (мультики) про героeв с большими глазами. Сначала мультики были достаточно короткими, а комиксы достаточно тоненькими. Однако с течением времени они увеличились в размерах.


Словарик
Аниме (anime) – японская анимация
Манга (manga) – японские комиксы
Мангака (mangaka) – создатель манги
Танкобон (tankoubon) – переиздание манги в виде многостраничных томов
Сэйю (seiyuu) – актер/актриса, озвучивающие аниме
Меха (mecha) – любые сложные механизмы в аниме/манга (роботы, средства передвижения и т.д.)
Хэнcин (henshin) – превращение/трансформация персонажа/меха
 

Достоверно известно, что легендарный фильм “Матрица” был снят под влиянием аниме, а именно мультика “Призрак доспехов”. Некоторые матричные сцены один в один повторяют мультяшные, и режиссер откровенно признается в том, что позаимствовал удачные сцены у японских аниматоров.

Манга
Манга сильно отличается от обычных комиксов: во-первых, она обычно выпускается томиками танкобонами (tankoubon), по объему порой доходящими до шестисот страниц. Почему? Потому что японцы хотят читать что-нибудь в метро, чтобы дорога казалась короче. Комиксы читаются быстро. Поэтому, чтобы скоротать время, они должны быть толстыми. Средняя скорость прочитывания одной странички манги составляет 3 секунды. Представь, сколько потребуется рисуночков, чтобы добраться от Новопеределкина до Бабушкинской.
Мультики и комиксы выпускаются для всех слоев общества. Есть специальная манга для клерков, рассказывающая об истории успеха и карьерного роста, для домохозяек, повествующая о какой-нибудь слезовыжимательной лавстори, для тинов – о жизни в лицее и для холостяков – откровенная эротика. Даже скандально известная секта Аум-Сенрике выпускала собственные комиксы. Еще одно отличие манги от других комиксов заключается в том, что вся она черно-белая, с цветной обложкой и несколькими цветными вкладышами. Это объясняется тем, что японские мангака (авторы манги) делают основной упор на объем, содержание и на частоту обновления ассортимента, а не на оформление.

Аниме
Ты могла не видеть мультик Sailor Moon, но не слышать о нем не могла. Этот шедевр японской анимации показывали у нас по телеку. Ты, наверное, не раз хихикала в кулачок, услышав легендарное: “Я Сейлор Мун! Я несу возмездие во имя Луны!” А между тем, ты относилась с иронией к этому сериалу напрасно, потому что он – исключительное явление даже для Японии. Sailor Moon просуществовал более 7 сезонов, включил в себя 200 серий и имеет огромную толпу фанатов.

 

Жанры
Сэнтай (sentai) – дословно переводится как группа/команда и повествует о приключениях небольшой группы неменяющихся персонажей
Махо-седзе (mahou shoujo) – (девушки-волшебницы), вид аниме или манги для девочек, повествующий о приключениях барышень, наделенных волшебной силой. “Сэйлор Мун” относится именно к этому жанру
Киберпанк (cyberpunk) – жанр аниме/манги для ребят, рассказывающий о мире будущего, жизнь которого полностью зависит от компьютеров
Хентай (hentai) – порно. Именно из-за обилия нелегального хентая на рынке сложилось впечатление, что все аниме – порнуха и эротика. Но ты же не судишь по программе “Про ЭТО” обо всем нашем ТВ?

В основном, все аниме – это экранизация какой-нибудь сильно популярной манги. Если комикс хорошо покупается, то ее переносят на телевидение, естественно, уже в цветном варианте. Если же и аниме имеет успех, то самые интересные серии превращают в полнометражные мультфильмы. Отличительная особенность этих длинных мультяшек в том, что действие в них разворачивается исключительно медленно. Все движения героев отличаются плавностью, изображение – детальностью, все звуки прописаны с необычайной четкостью. Полнометражные мультфильмы показывают в кино и продают на видеокассетах. Кстати, стоят они отнюдь не дешево: один мультик может обойтись фэну японской анимации в 30-40 баксов.
Ошибочно считать, что все эти мультики на одно лицо: физиомордии одинаковые, только прически разные. На самом деле это отнюдь не так. В Японии существует огромное количество студий анимации, и каждая имеет свой стиль. Японские аниматоры, кстати, пошли своим собственным путем до конца: экономя на прорисовке движений, они тщательно прорисовывают пейзажи и графически сложных персонажей, хотя в США, России и странах Европы делают как раз наоборот. Вообще главная особенность, которая отличает аниме и мангу от их западных аналогов, – это их символически-графический язык, позволяющий несколькими штрихами передать характер героя. Цвет глаз и волос выдает всю основную информацию. Человек с зелеными волосами оказывается слегка сумасшедшим, блондинка скорее всего будет ангелом, а брюнетка – стервой.

Вокруг да около
Аниме и манга – это не просто мультики и комиксы. Это целый мир, живут в котором не только рисованные персонажи, девочки-припевочки с огромными глазами и роботы- трансформеры. В этом мире живут также вполне реальные трехмерные люди, многие из которых уже давно стали взрослыми.


Главные люди
Тэдзука Осаму – один из основоположников современного аниме, (бог манги).
Анно Хидэаки – один из крупнейших режиссеров аниме
Исиномори Сётаро – один из создателей и классиков современной манга-индустрии
Канно Ёко – самая известная в Японии женщина-композитор. Прославилась саундтреком к мультфильму “Макрос Плюс”.
 

Они читают новости о своих любимых героях в журналах, полностью посвященных аниме и манге. Они знают фамилии и паспортные данные людей, озвучивающих мультики, не говоря уж о сведениях о художниках-аниматорах. Они читают рецензии и анонсы мультиков и не пропускают ни одной серии. Они пытаются рисовать манги самостоятельно и даже собираются на ежегодные слеты в Японии, где продают лучшие из своих работ, размноженные на ксероксе. Говорят даже, что в Японии в кино идут только те режиссеры и сценаристы, которых не взяли в создатели мультиков. Фанаты манги, которым не повезло и они родились вдалеке от Страны восходящего солнца, переписываются по Интернету, выкладывают на свои сайты новые мультики (кстати, они никогда не помещают те аниме, которые в данный момент продаются в их стране), создают фэнклубы и открывают магазины, для которых специально привозят самые свежие новинки японской массовой культуры. В Лондоне, Париже, Нью-Йорке открываются маленькие лавочки, торгующие мангами и сопутствующими товарами.

Аниме в России
Первые фанаты аниме появились в России в 70-х годах. Тогда в легендарном детском кинотеатре “Баррикады” показывали в большом количестве японскую анимацию. В 1974 году у нас вышла первая манга “Босоногий Гэн”. Основанная на антимилитаристском сюжете, она не имела ничего общего с клевыми историями о маленьких девочках, роботах и прочих современных героях. Второе поколение анимэшников появилось в конце 80-х, когда по каналу “2х2″L начали показывать японские сериалы. Третье поколение выросло на мультике “Sailor Moon”.

 

Лучшие мультики
Sailor Moon (“Сэйлор Мун”)
Akira (“Акиpа”)
Ghost in the Shell (“Пpизpак доспехов”)
My Neighbour Totoro (“Наш сосед Тотоpо”)
Ninja Scroll (“Повесть о ниндзя Дзюбее”)
Pokemon (“Покемон”)

Все три поколения презирают друг друга. Однако наиболее лояльные представители встречаются на Воробьевых горах у здания Университета (со стороны смотровой площадки). Они делятся впечатлениями от просмотренных мультиков, меняются кассетами и просто общаются. Многие из них входят в официальный клуб любителей аниме – R.An.Ma., занимающийся продвижением аниме и манги по России. Мечта клуба, который существует с 1996 года, – создание в России легального коммерческого рынка аниме и манги. Теоретически вступить в клуб может любой желающий, практически же, как говорят сами организаторы, это не так просто. Подробности – на www.anime.da.ru, только учти, что если тебе нет 16 лет, то ловить там нечего. Если на Западе существуют небольшие магазинчики, торгующие аниме и мангой, то в России добывать новинки приходится с большим трудом. Члены R.An.Ma нередко заглядывают в помойки японского посольства, а также пользуются разветвленной сетью агентов, которые дежурят в общежитиях, где живут японские подданные. Как только японец освобождает жилплощадь, агент обшаривает помещение в поисках комиксов и кассет с мультиками. В результате все найденное добро оказывается в прокатном фонде клуба. Каждую неделю ребята собираются на “анимки” – совместные просмотры новых мультиков.

А как ты относишься к японской мультипликации?