Банковский бизнес-тренинг

Из истории бизнес-тренингов

trening bankЧтобы уметь «играть» вместе, требуется образование в такой области, как сыгранность.
Клаус Меллер

Теория супер-обучения как методика активной формы постижения конкретных навыков нашла наилучшее практическое применение в бизнес-тренинге. Зародившись около 40 лет назад в США, ныне бизнес-тренинг завоевал фантастическую популярность и в Америке, и в Западной Европе. «На что они действительно не жалеют денег, так это на всевозможное обучение», — делится опытом Юрий Соков, долгое время работавший коммерческим директором российского представительства компании 3Com.

Сегодняшний практический тренинг восходит к методам интенсивного обучения, известных довольно давно. Некоторую аналогию можно найти с методиками быстрого обучения иностранным языкам. В СССР вдохновителем интенсивных методик обучения стал болгарский психотерапевт Георги Лозанов (род. 1926), посетивший в конце 60-х гг. Московский институт иностранных языков имени Мориса Тореза. Лозанов, родоначальник концепции суггестопедии, практически показал, как с помощью психологических приемов — внушения, привлечения внимания, игр и т. п. — можно раскрыть и реализовать резервные возможности учащихся, например обучить иностранному языку менее чем за 1 месяц. По истечении 24 дней интенсива ученики Лозанова бегло говорили и читали по-английски.

В СССР также существовали различные тренинговые школы. Они отличались обилием теории и крайней идеологизацией. Широкий резонанс идея тренинга получила с перестройкой, с появлением западного бизнеса, с возникновением совместных предприятий. К концу 80-х — началу 90-х гг. можно отнести появление в нашей стране западных тренинговых компаний. За прошедшее десятилетие они локализовали зарубежную практику в России. Следом за иностранными компаниями пришли и российские тренеры, представляющие различные школы и строящие свои, довольно разнообразные курсы. Многие из них практикуют так называемые открытые семинары, когда на любой курс обучения приглашают всех желающих, а программа обучения для всех одинакова. Наконец, есть и зарубежные тренинговые фирмы, работающие, в основном, для западных клиентов, строго по западным стандартам. Они чаще разрабатывают программы обучения индивидуально для каждого клиента. Cпектр предлагаемых сегодня методов активного обучения довольно широк.

Что такое банковский тренинг?

Если вы не являетесь частью решения, значит, вы являетесь частью проблемы.
Следствие из теории множеств

Бизнес-тренинг — это быстрый способ научить сотрудников банка практическим навыкам, которые они смогут использовать в своей работе сразу после обучения. Предметом может быть искусство продаж, менеджмент, работа с клиентами… Одна из главных трудностей заключается в том, что взрослые люди, часто уставшие от работы и, возможно, отвыкшие учиться, требуют особого подхода. Чтобы привить им новые качества, нужно найти и использовать нестандартные методы обучения практически необходимым вещам. Люди часто путаются в своих собственных ошибках. Они, как правило, пытаются выполнить свою работу исходя из соображений очевидности для них самих.

Виктор Черномырдин очень ярко подметил, что из этого получается — «хотели как лучше, а получилось как всегда». Поэтому главная задача тренинга — показать, в чем кроются ошибки, что и как можно сделать иначе. Причем тренинг отнюдь не сводится к рассказам или лекциям. Основной инструмент — это практические занятия, упражнения, игры. Ведь специалистов нельзя заставить научиться, их можно только заинтересовать в новых познаниях. Для этой цели существуют определенные способы, «тренинговые штучки». Люди часто настроены скептически: занятых специалистов оторвали от очень важной работы и чему-то пытаются научить. Для того чтобы быстро развернуть людей лицом к процессу обучения, лишить их предубеждения, что они попросту теряют время, есть определенный набор очень простых с виду, но не очевидных по сути упражнений. Эти задачки заставляют уверенных в собственной непогрешимости людей споткнуться, сесть в лужу. Это и есть первая задача тренинга — заинтересовать аудиторию. Без ее решения дальнейшее обучение бессмысленно.

О потребителях бизнес-тренингов

Если вы наблюдаете людей, поведение которых кажется вам иррациональным и глупым, помните, что эти люди не идиоты. Их поведение имеет свои причины.
Мишель Крозье

Дать полную, объективную картину рынка тренинговых услуг очень трудно. Для банковского сектора — просто невозможно. Практически все финансовые структуры ставят обязательным условием тренинга абсолютную конфиденциальность. Что, впрочем, лишний раз подчеркивает важность проблемы human resource в банках. И все же, кто является потребителем такого рода услуг?

В начале 90-х гг., когда банки только формировались, они аккумулировали большое число пытливых людей, которые интересовались всем новым, в том числе и в области обучения и развития персонала. Многие банки, названия которых у всех на слуху, тесно работали с известными тренинговыми компаниями, открывали собственные учебные центры. Преподаватели очень эффектно демонстрировали семинары по продажам банковского продукта. Новыми бизнес-идеями проникались служащие Московских банков, а чуть позже — и региональных. Это были годы становления и банковской системы, и тренинговых компаний.

Пройдя через чистилище кризисов рынок услуг в области бизнес-обучения стабилизировался. Потребителями заказных семинаров, специально разработанных под конкретного клиента, являются крупные западные банки, транснациональные финансовые организации, входящие в Top100 крупные российские банки — в основном, богатые клиенты, выделяющие специальные бюджеты на обучение. Они в состоянии заказывать элитный продукт. Услугами небольших обучающих фирм или частных тренеров пользуются клиенты, более стесненные в средствах. В любом случае, потребителями являются те учреждения, где пытаются создать команду, т. е. группу людей, которая после обучения будет работать вместе и воплотит новые идеи в реальную жизнь.

Как сделать выбор тренинга

Ни при каких условиях не привлекайте консультантов. Это люди, которые просят у вас часы для того, чтобы сказать, который час, и уходят, забыв их вернуть.
Р. сент

Перспективы тренинга в России вообще и в банковском деле в частности вызывают явный оптимизм. Главное, банки находятся в активном поиске клиентов — значит, им нужны технологии привлечения этих клиентов. Многие финансовые учреждения стабильно формируют бюджеты для образования. Бизнес-прогнозы, особенно в России — занятие неблагодарное. Единственное, о чем сегодня можно смело говорить, так это о резко возросшем интересе банков к обучению своих сотрудников. Спрос тут же породил массовое предложение со стороны преподавателей, тренеров, психологов. Как ориентироваться в такой ситуации? Для начала следует четко определить преследуемые цели. Например, если цель — увеличение продаж, тогда надо искать компанию, владеющую реальным инструментом для изменения отношений, того самого change process, о котором говорилось вначале. Простой выдачи информации, логического воздействия на обучаемых недостаточно. Предложения, поступающие от компаний в чистом виде, почти всегда содержат похожие фразы. Поэтому следует как минимум лично познакомиться с преподавателем. Еще лучше заказать презентацию, такая услуга у солидных тренинговых компаний, как правило, бесплатна. Место для проведения обучения должно располагать к новому взгляду на старые проблемы. Центральный офис банка для этого вряд ли годится. Следует опасаться также моментальных рекомендаций и советов. Нередко они бывают неглубокими и характеризуют поверхностный подход. Для того чтобы разобраться в проблемах, нужно как минимум время.

Очень увлекательным представляется двухнедельный семинар в Южной Африке, включающий помимо учебной еще и обширную культурную программу — сафари и путешествие по «винным маршрутам». Стоимость такого «обучения» начинается от 6000 долл. на одного человека. Такой семинар может иметь мало общего c процессом обучения. Все дело в том, что затраты на подготовку и переподготовку кадров в учебных заведениях (заметим, не во всех, а только получивших аккредитацию) можно включать в себестоимость продукции.

Дешевых предложений лучше избегать. Как говаривал Дерек Бок, президент Гарвардского университета: «Если вы считаете, что образование слишком дорого, попробуйте, почем невежество». Но и баснословно дорогие семинары в экзотических странах могут иметь мало общего с настоящим тренингом.

Похожие записи

Добавить комментарий