Почему люди обращаются к религии?



Виктория Лабокайте
психолог
научный сотрудник Института Возрастной Физиологии, РАО
 

Почему люди обращаются к религии?

Начиная с 80-х гг. социологи отмечают бурный рост уровня религиозности в России. К 1995 г. доля граждан, считающих себя верующими достигала 65%, сейчас их, по всей видимости, еще больше. Мы попросили психолога прокомментировать это явление.

Раньше в нашем обществе существовали очень конкретные цели и ценности, религия была заменена коммунистической идеологией. Перемены в стране привели к тому, что многие просто утратили ощущение осмысленности жизни. Старые ценности потеряли свою значимость, а новые не сформировались. Общество столкнулось с явлением так называемой аномии, которая характеризуется ценностным вакуумом и дезориентаций. В такой ситуации рост влияния и значения религии вполне закономерен и естествен.
Кроме Русской Православной Церкви сегодня в нашей стране действует около 200 различных сект, причем основной их контингент составляет молодежь. Исследователи единодушно фиксируют повышенную религиозность людей до 20 лет. Происходит это в силу нескольких причин. Во-первых, молодые люди отличаются повышенной эмоциональной впечатлительностью и внушаемостью. Во-вторых, они находятся в возрасте активного поиска, характеризующегося психологической и социальной неопределенностью, а также стремлением к самостоятельному выбору пути. Еще одна причина – это типичная для подростков потребность объединяться. Поскольку для любого объединения необходима идея, то религия в этом смысле выглядит, пожалуй, более привлекательной, чем коммунистическая или фашистская идеология.

Религия удовлетворяет естественную потребность каждого в эмоциональной разрядке – катарсисе (греч. “очищение”). Независимо от способа его достижения он приносит человеку облегчение. Достижение катарсиса является одним из основных этапов психотерапии, особенно в школе психоанализа.
Любому из нас бывает нужно высказаться, выплакаться, облегчить душу, открывшись другому человеку. Эта потребность существует вне отношения к религии. Весьма непросто бывает найти человека, который грамотно выслушает и утешит. Христианство же имеет для этого готовую форму – исповедь, которая не только предоставляет возможность выговориться, но и на какое-то время избавляет от страха наказания. При этом, что немаловажно, церковь гарантирует тайну исповеди.

Сфера религиозного влияния не ограничивается сознанием. Проанализировав многие обряды, мы можем обнаружить массу “психотехнических” приемов, направленных на подсознание. Это внушение, эмоциональное заражение, ритмические повторы, подражание. Все они ведут к особому эмоциональному состоянию – экстазу. Наряду с вышеупомянутыми способами психологического утешения различные конфессии пользуются таким инструментом как медитация. Медитативные техники позволяют достигнуть особой внутренней сосредоточенности, отрешенности от внешних обстоятельств. Эти техники были разработаны в восточных религиях – буддизме и индуизме – и сегодня широко используются в психологии, медицине и даже педагогике.

Таким образом, религия использует техники, которые, сами по себе не являясь специфически религиозными, исполняют функции психотерапевтического воздействия. С психологической точки зрения вопрос о пользе или вреде религии весьма неоднозначен. Церковь по-прежнему дарует мир и покой страждущим, хотя порой человеку приходится за это дорого платить в прямом и переносном смысле слова. Если вам приходилось сталкиваться с примерами благотворного или, напротив, пагубного влияния религии на человека, поделитесь ими на нашем форуме. Если у вас есть вопросы, мы постараемся вместе найти ответы.

Виктория Лабокайте
психолог,
научный сотрудник Института возрастной физиологии, РАН

Мы задали Виктории несколько вопросов, присланных нашими пользователями…

Несмотря на то, что я берусь отвечать на эти вопросы, хотелось бы подчеркнуть, что они не могут быть рассмотрены исключительно с психологической точки зрения. Религия – это исторический и социокультурный феномен, поэтому, на мой взгляд, было бы замечательно, если бы в дискуссии принял участие священник или теолог.

Вопрос 1:Как Вы считаете – религиозные обряды, ритуалы, исповедь и вообще вся эта философия – хорошее средство для психотерапии? Если да, то приведите, пожалуйста, пример хороших результатов.
fitya

Ответ:Не существует понятий хорошей и плохой психотерапии. Психотерапевитическое влияние религии, как и вообще любое психотерапевтическое воздействие, может быть оценено лишь с точки зрения его действенности. Думаю, что верующим людям исповедь или даже просто беседа со священником могут заменить консультацию у психолога. (Кстати я знаю нескольких священников, окончивших разные психологические курсы и даже психфак МГУ).

Вопрос 2: Можете ли Вы рекомендовать посещение церкви своим пациентам, то есть людям, которые обращаются к Вам за помощью? Если да, то кому?
vvvert

Ответ: Церковь – не процедура и не лекарство. Ее не назначают и не прописывают. Думаю, что истинно верующий человек не нуждается в помощи психолога на пути к Богу. Что же касается людей колеблющихся, то, на мой взгляд, задача психолога – помочь человеку понять себя, а не навязывать то или иное мировоззрение. Если ко мне придет клиент, который чувствует в себе потребность пойти в церковь, я всегда его в этом поддержу. Так же как я поддержала бы и материалиста в его нежелании связываться с противной его духу идеологией.

Вопрос: Ходите ли Вы сами в церковь?
Vera jr.

Ответ: Считаю этот вопрос личным и потому неуместным для обсуждения на форуме.

Вопрос: Прочитав колонку гинеколога, я бы хотел спросить о женщинах, которые делают аборты. Мало того, что они решаются на достаточно травматичный и в психическом и в физическом отношении шаг, церковь, навязывая мораль и обвиняя их в убийстве детей, вызывает чувство вины, а это одно из самых непродуктивных и губительных для человека чувств.
Oscar

Ответ: Вы совершенно правы. Аборт действительно травма психическая и физическая, причем, по моему мнению, от веры в Бога не зависящая. Моральная установка на то, что убивать нехорошо, существует у любого здорового человека. И если женщина считает, что, делая аборт, совершает убийство, она будет мучиться независимо от своего вероисповедания. Кстати, говоря о чувстве вины, инициируемом, по вашим словам, церковью, вы почему-то забываете, что церковь дает и прощение.

Свои вопросы и любые соображения вы можете присылать по адресу sam@imedia.ru