Музыка второй ночи

 


Coil
“Musick To Play In The Dark, vol.2”
Chalice
2000

Оценка – 5 из 5

Музыка, от которой ворочаются кишки в животе (Клайв Баркер).
Музыка для исполнения во мраке. Лунная музыка. Звуковой терроризм. Смертельное диско. Тысячи огней в затемненной комнате. Как ни называй музыку, уже 17 лет производимую уникальным плотским, спиритуальным, мистическим и т.д. союзом двух людей – Джона Бэлэнса и Питера Кристоферсона, каждый, кто хоть однажды настроился на музыкальную волну Coil, будет ловить очередные сеансы ее непрекращающейся трансляции с волнением и дрожью преданного неофита. Далее следует приблизительное описание последнего по времени сеанса.



 

Последние три года Coil переживает радостный период бурной творческой активности, выпуская по нескольку полноценных релизов в год. Нечего удивляться – Бэлэнс вроде бы наконец-то превратился из одержимого алконавта обратно в не менее одержимого психонавта, каковым в начале 90-х его и взял в оборот зеленый демон. Кстати, в ознаменование факта сего избавления от гибельной для реального творчества привычки в 1998-м был издан альбом “Foxtrot”. Дальше – пошло-поехало: четыре великолепных “сезонных” сингла (равноденствия-солнцестояния), суперминималистические “Time Machines”, сумрачная “Astral Disaster”, утробные “Queens Of The Circulating Library” и, разумется, два “тома” “Musick To Play In The Dark”.

Что и говорить, именно эти два альбома, которые, естественно, воспринимаются как огромное единое целое, ценители Coil ждали почти десять лет, с выхода их последнего грандиозного опуса “Love’s Secret Domain” (1991).
Не секрет, что при всей внушительности дискографии Coil собственно “лонгплеев”, то есть альбомов, задуманных и концептуально реализованных в виде “большого LP”, у них вышло совсем немного. Это, естественно, гениальные “Scatology” (1984) и “Horse Rotorvator” (1987), уже упоминавшиеся “Astral Disaster” (больше, однако, напоминающий диспропорционально раздутый макси-сингл) и “Time Machines” (тональная абстракция в четырех частях, далекая от любой хоть сколько-нибудь традиционной формы LP) да два почти целиком инструментальных (и максимально экспериментальных) диска, выпущенных подряд в 1995 и 1996 годах под именами, обозначающими более радикальные альтер-эго группы: “Worship The Glitch” (под алиасом ElpH) и “Thousand Lights In a Darkened Room” (как Black Light District).

 

Таким образом, обе части “Музыки” стали сногсшибательным ответом Coil на молитвы поклонников о “великом” альбоме, в котором убийственные по энергетическому и интеллектуальному воздействию песни чередовались бы со срывающими крышу “психотропными” инструменталами. Все это имеется в блистательном наличии на обеих пластинках с “темной музыкой”, появившихся с почти годичным интервалом; причем по сравнению с яростным напором первых трех лонгплеев здесь мы имеем дело с повзрослевшими, умиротворенными и явно склонными к поэтическому философствованию музыкантами. После прослушивания этих альбомов ощущаешь необычное послевкусие – как от хорошей и умной книги, посему традиционное обозначение “volume” (том) здесь вполне можно трактовать в буквальном смысле.

“Musick-1” состоял из шести треков примерно по 10 минут каждый. “Musick-2” почти зеркально отражает структуру своего предшественника. Мало того, отдельные песни с двух дисков как бы рифмуются между собой. Например, открывающий “том второй” трек “Something”, в котором Бэлэнс бесконечно повторяет вынесенное в заглавие слово на фоне завываний ледяных ветров, повторяет структуру “дрожащего” первого трека с “Musick-1” “Are You Shivering?”.

Второй трек “Tiny Golden Books” в основном состоит из “капельных” синтезаторных пассажей – фирменного знака одного из нынешних соратников Джона и Питера, музыканта по имени Thighpaulsandra. Второй трек с первой “Музыки” – “Red Birds…” – также был, в основном, детищем этого парня с труднопроизносимым именем.

Трек N 3 – “Ether” с въедливым вокалом Кристоферсона не может не напомнить величественное “Broccoli” с первого альбома (занятный переход от воспевания капусты к более привычным галлюцинаторным откровениям, завершающимся фразой: “чтобы отключить мозг…”, произнесенной 23 раза. Эта цифра, структурирующая многие треки Coil, является сакральной в духовном сообществе Thee Temple Ov Psychick Youth, основанном Питером вместе с бывшим коллегой по Throbbing Gristle и Psychic TV Дженезисом Пи-Орриджем).

 

Кончается альбом потрясающе. Сперва следует минутная “феминная” интермедия от давней соратницы Coil Роуз МакДауэлл (“An Emergency”). Следующий трек – “Where Are You?” – начинается с еле слышных минималистических ритмизированных шумов в духе Panasonic. Затем музыкальная ткань наращивается, как мясо и мышцы, на первоначальный ритмический скелет, а Бэлэнс выдает медитативный нарратив – квинтэссенцию духовных исканий Coil в попытках ответить на терзающий вопрос: “Где ты?”. Вопрос сей может быть обращен к некоему покинувшему автора любовнику, и тогда текст приобретает интонацию шекспировских сонетов (звуковой фон для которых Coil в свое время сотворили в саундтреке к “Angelic Conversation” Дерека Джармэна), или к вечно ускользающему Божеству, настойчивым поиском которого, собственно, и является творчество музыкантов. Эта трактовка кажется более соответствующей духу песни, по ходу которой Бэлэнс весьма оригинально цитирует “20th Century Boy” Марка Болана: “Oh, little ghost boy/Let me be your human toy”.

Последняя песня -“Batwings (Limnal Hymn)” – вообще нечто невообразимое. Обычное для нынешнего Бэлэнса невозмутимое повествование о различных свойствах темной стороны бытия (“Крылья летучей мыши открываются и закрываются/Чтобы сохранить тьму заключенной внутри и т.п.) внезапно взрывается двухголосием мужского и женского вокала, поющих нечто околорелигиозное и, кажется, на латыни. Достойная “рифма” на финальный шедевр “первого тома” – песню “A Dreamer Is Still Asleep”.

К концу года Джон и Питер обещают наконец выпустить долгожданный альбом, основная часть материала к которому была записана четыре года назад в Нью-Орлеане под патронажем босса Nine Inch Nails Трента Резнора. Альбом выйдет на лейбле Резнора nothing и будет называться “Backwards”. Экспансия великих лонгплеев Coil, похоже, продолжается, а великолепной музыки для ночного существования, к нашей радости, становится все больше и больше.


Слушать в тему:
– Einsturzende Neubauten, “Silence Is Sexy”, 2000
– Material, “Seven Souls”, 89 (с ремиксами – 97)
– Jah Wobble, “Take Me To God”, 94

***
Ссылки по теме:
Страничка Coil на русском, ссылка на которую есть на авторизованном сайте
Авторизованный сайт – кладезь любой информации о группе