Вера, храбрость и бритая голова

 

Шинейд О’Коннор/Sinead O’Connor
“Faith And Courage”
Atlantic
2000

Оценка – 2,5 из 5

Когда-то Шинейд О’Коннор брила башку наголо, рвала портреты Папы Римского и записывала убийственные рэпаки на тему ирландской голодухи с припевом из битловской “Eleanor Rigby”, которые продюсировал крутой электронщик Тим Сайменон. Сейчас она отрастила бобрик, заделалась лесбиянкой и записала альбом “зрелой поп-музыки” с голливудским названием “Вера и храбрость” и под мудрым саунд-руководством идеолога Eurythmics Дейва Стюарта.



 

Однако оказалось, что хорошо для Энни Леннокс, то полный творческий пролет для Шинейд. Целлулоидный имидж “поп-дивы для взрослых” сковывает все ее существо подобно смирительной рубашке. Шинейд вообще звучит гораздо более естественно в радикальном звуковом дизайне, который бы соответствовал неуспокоенности ее строптивого “я” (уместно вспомнить сотрудничество с Bomb The Bass, Джа Уобблом, играющим и на этом альбоме, или Afro Celt Sound System).

Забавно, что при всей мощи собственной индивидуальности, у Шинейд всегда были проблемы с сольными альбомами, где в центре внимания оказывается она сама. Именно редкость и непостоянство сольных высказываний каждый раз заставляет певицу “переигрывать” на своих альбомах и таким образом представать не в лучшем виде. Ведь не секрет, что лучшие моменты Шинейд, как правило, случаются в деликатных дуэтах с близкими по духу собратьями, в роли “феминной” половинки которых она реализуется идеально (дуэты с Гэбриэлом, Боно или Шейном МакГоуэном).

 

На “Faith & Courage” срабатывает все та же странная ситуация обостренного переживания “рампы” и пугающего одиночества перед толпой. Отсюда нелепый пафос как элементарная психологическая маскировка: “У меня внутри – целая вселенная” (“Healing Room”); “Я – ирландка, англичанка, мусульманка, еврейка, я девочка, я мальчик” и т. д. (“What Doesn’t Belong To Me”); “Хочу трахнуть всех мужиков” (об ошибках молодости в “Daddy I’m Fine”) и т. п.

Все эти малопоэтичные заявления облечены в неприхотливую музыкальную ткань, свойственную типовому adult pop-альбому: к разработкам Стюарта безо всякой фантазии добавлены легкие брейкбитовые подклады от Эдриена Шервуда и рэгги-джинглы босса Fugees Уайклефа Джина.

В этом нехитром обрамлении Шинейд и распевает 13 песен любовно-спиритуального содержания разной степени незапоминаемости. Есть, конечно, и радостные моменты: захватывающие дух тремоло в “Jealous” и Морриконе-образная мелодия “The Lamb’s Book of Life” с зовущим вдаль горном и галлопирующей перкуссией.

Что касается нежно лелеемой ирландской самобытности певицы, то она оказалась надежно похороненной под тривиальным арсеналом продюсерских “специй”, вываленных Стюартом: гитарными соло третьей свежести (“No Man’s Women”), гаммами на рояле (“Dancing Lessons”), неизбежной испанской гитарой (“Till I Whisper U Something”), псевдо-трип-хоповыми барабанами (везде) и т .п. – так что ирландские скрипки и дудки выглядят просто столь же неоригинальными элементами этого арсенала.

Заканчивается альбом “рэггифицированной” версией православной (!) молитвы “Kyrie Eleison” (кстати, альбом посвящен Rastafari people и отцу певицы, которых она благодарит за одно и то же – веру, храбрость и вдохновение).

В общем, как это ни печально и несмотря на всю мою любовь к Шинейд, я бы перефразировал название альбома так: вера неизвестно во что и храбрость, не нужная никому.


Слушать в тему:
– Jah Wobble, “Rising Above Bedlam”, 91
– Eurythmics, “Peace”, 99
– Fugees, “The Score”, 96

Радуйся, Шинейд: пара израильских лесбиянок законно признаны родителями

***
Ссылки по теме:
Где сейчас Шинейд О’Коннор – страничка с вариантом ответа на этот животрепещущий вопрос
Страничка Шинейд О’Коннор – все необходимое на русском
Universal Mother – A Tribute To Sinead O’Connor – не менее важное на английском