Танцы мертвых в Голливуде

 


OST “Insider”
Music by Lisa Gerrard & Pieter Bourke
Sony
1999

Оценка – 4 из 5

Второй выпуск “двойных обзоров” посвящен весьма неожиданному голливудско-саундтрэчному перерождению зычноголосой сирены Dead Can Dance и This Mortal Coil Лизы Джеррард. С интервалом в несколько месяцев вышли два диска ее музыкальных медитаций, озвучивших максимально непохожие “большие фильмы” – трансовый шедевр Майкла Манна “Свой человек” (знатное количество номинаций на прошлый “Оскар”) и бравурный пеплум Ридли Скотта “Гладиатор” (пара сотен миллионов баксов в бокс-офисе). Любопытно, что Джеррард-саундтрэкер в выборе фильмов следует не за режиссером, а за актером – австралийским мачо Расселом Кроу, главным достоинством обоих картин.



OST “Gladiator”
Music by Hans Zimmer & Lisa Gerrard
Polygram
2000

Оценка – 3,5 из 5

 

Фильмы
В обоих – драматическая коллизия превращения “своего человека”, “инсайдера” в аутсайдера. Высокооплачиваемый сотрудник научного отдела табачной компании (грузный седовласый флегматик Кроу) стучит на боссов; любимый военачальник убитого мерзким отпрыском римского императора (статный накачанный воин Кроу) еле спасается от гибели, становится изгоем, но триумфально возвращается гладиатором-суперзвездой. Оба фильма – шедевры визуальной мощи разного рода: завораживающе-гипнотизирующей у Манна и порабощающе-монументальной у Скотта.

 

Режиссеры
Манн всегда отличался изысканным вкусом в организации саундтрэков к своим фильмам. Благодаря ему Джеррард в 95-м дебютировала в этом жанре, став соавтором двух композиций к предыдущему фильма режиссера “Схватка” вместе с основным композитором Эллиотом Голденталем, мастером пьянящего озвучивания мрачных сторон бытия (смотри последние фильмы Нила Джордана до “Конца романа”).



 

Ридли Скотт пару раз ангажировал Вангелиса (легендарный “Bladerunner” и “1492: Покорение рая”) и Стинга (песни к “Someone To Watch Over Me” и “Белому шквалу”).

Трэков на альбоме
“Insider” – 16, “Gladiator” – 17, из них принадлежащих перу Джеррард – 10 и 6, соответственно.

Музыкальные коллабораторы
“Insider”: нынешний, сменивший Брендана Перри, подельник Лизы – электронщик Питер Бурк, соавтор ее второго сольника “Duality”.

“Gladiator”: голливудский музыкодел Ханс Циммер.

 

Также на альбоме
“Insider”: три трэка большого любителя трансовых медитаций, пост-нью-эйджера Грэма Ревелла (“До конца света” Вендерса, “Китайская шкатулка” Уэйна Уонга и т.д.). Плюс инструментал гитариста Густаво Сантаолаллы, свежая композиция норвежского саксофониста Яна Гарбарека и классный, хотя и малоотличимый от оригинала микс “Safe From Harm” Massive Attack с их первого альбома. Meditation rules, одним словом.

“Gladiator”: мажорные музыкальные канонады Циммера, из них один неторопливый трэк с Дживаном Гаспаряном на своем дудуке.

Музыка
“Insider”: обычная “утробная” Джеррард, приправленная электроникой Бурка. Роскошная почти 8-минутная вокальная сага “Sacrifice”. Солируют все по очереди: голос, ударные, скрипка, пианино, струнные, колокола в “Faith”. Примерно одна и та же картина, но каждый раз нарисованная разными красками, умозрение чего гипнотизирует как дудка крысолова. Кончается все почти трип-хоповой “Meltdown”.



 

“Gladiator”: вклад Лизы – 12 минут из 61-ой, то есть, меньше одной пятой. Все композиции – одна-две минуты каждая – обрываются, как следует не начавшись. Это, видимо, следствие мимолетности несуетных моментов в самом фильме. Трэки Джеррард несут функции коротких передышек между пафосными симфо-разработками Циммера, весьма впечатляющими, кстати. “Earth”, “Sorrow”, “Emperor Is Dead” – маленькие островки антибравурности, почти заглушаемые ревом колизея, прославляющего своего брутального героя.

Вывод напрашивается один – Лиза осталась прежней; тем временем, Голливуд ею, несомненно, обогатился. Мало того, сей почти идеальный вариант отношений художника и системы подарил нам два отличных реЛИЗА в практически рекордно короткие сроки.