trening hto

Как правильно выбрать тренинг

ТРЕНИНГИ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Если заказчик сталкивается с рынком тренинговых услуг впервые, список вопросов, которые он задаст представителю тренинговой компании, вполне стандартен.

Во первых – обязателен вопрос о тренерах, работающих на компанию. Являются ли они постоянными сотрудниками компании, или же с ними заключается договор на проведение определенного тренинга; есть ли у них опыт работы непосредственно в бизнесе?

Логика заказчика при этом совершенно понятна. Если тренинговая компания работает с надежными, проверенными тренерами – она может дать гарантии его работы и значит, в случае возможных осложнений не будет уклоняться от принятия ответственности. При этом тренер должен говорить, действовать и выглядеть соответствующе – так, как выглядят люди из бизнес-среды. Иначе у сотрудников компании не возникнет доверия к тренеру, и обучение изначально будет неэффективным.

Второй обязательный вопрос – это сферы бизнеса, в которых работали тренеры данной компании. Знают ли они специфику работы в сталепрокатных компаниях, страховых или ликероводочных? Данный вопрос также вполне логичен. При проведении тренинга должна учитываться специфика той или иной сферы бизнеса – ни один заказчик не согласится платить за то, чтобы менеджеров по продаже алкоголя учили продавать страховые услуги.

Отдельные тренинговые компании могут быть изначально ориентированы на различные бизнес-сферы. Причем эта ориентация может касаться как сферы бизнеса (работа с банковскими структурами, страховыми компаниями, недвижимостью), так и социокультурных особенностей (например, могут существовать тренинги, разработанные специально для компаний западного типа или же напротив, для российских компаний).

Различаются не только системы организаций тренинговых компаний, но и продукты, которые предлагаются заказчику. Основных групп тренингов три – это лицензионные тренинги, которые создаются за рубежом и регистрируются там же. Их главная особенность – соответствие стандартам качества. Авторскими тренингами считаются программы, разработанные тренером, – в их основу ложатся личные подходы и технологии тренера. И третья группа – это тренинги под задачу, которые создаются для решения определенных конкретных задач.

КТО ТАКОЙ ТРЕНЕР

Кай Торн, который является автором наиболее известных работ по коучингу, считает, что тренер должен совмещать в себе целый ряд различных ролей. Он не только учитель и наставник, но и наблюдатель, советник, консультант, агент изменений, эксперт, автор и организатор тренинга.

В постсоветских странах профессия «бизнес-тренер» пока еще не признается государством. Следовательно – не выработаны общие стандарты профессии, и вы можете определить, насколько тренер профессионал в своем деле только после того, как он провел тренинг. Выбирая того или иного кандидата на проведение тренинга, и знакомясь с его профессиональной биографией, не забывайте, что тренеры бывают двух типов.

Первые – это люди, получившие фундаментальное психологическое образование. У них есть научное понимание механизмов взаимоотношений между людьми, понимание природы навыков. Получение необходимого контекста приходит из опыта работы с бизнес-структурами – именно так приобретается понимание специфики того или иного бизнеса. Если вы столкнулись с представителем именно этой группы – существенным преимуществом для него будет наличие дополнительного бизнес-образования.

Вторая группа тренеров – это люди, у которых есть опыт непосредственной работы в бизнесе. Многие заказчики считают это обязательным условием, если требуется тренер для проведения тренинга по продажам. Преимущество представителей этой группы – знание «изнутри» технологии бизнеса и его устройства. Такой тренер непосредственно знаком с проходящими в компании бизнес-процессами, планированием, бюджетом, в конце концов – особенностями работы в коллективе. Все это – серьезнейшие конкурентные преимущества перед тренерами из первой групы. Но если вам необходим тренер, способный работать с групповой динамикой, различными способами осмысления собственного опыта, освоением полученных на тренинге навыков – выбрав тренера из второй группы, вы можете столкнуться со сложностями в этом отношении. Опыт в бизнесе не отменяет необходимости наличия опыта обучать других.

Всю эту информацию (базовое образование тренера, его опыт работы) вы получите из резюме, предоставленного тренинговой компанией. Но, помимо объективной информации, вы должны убедиться, что тренер будет подходить вам по субъективным критериям – вызывать у вас и у вашего коллектива доверие и желание учиться у этого человека.

Как выбрать бизнес-тренера в компанию

Вы получили хорошие рекомендации, прочли его резюме и готовы приступать к совместной плодотворной работе. Итак, на что, кроме специализации, необходимо обратить внимание:

• Психологическое образование – большой плюс для тренера

Прохождение курса по ведению бизнес- или психологических тренингов также является неплохой базой.

• Умение вести беседу, не сталкиваясь с подводными камнями

Задайте несколько простых вопросов: «У вас есть вредные привычки?», «Вы довольны своей работой?» – и помните, что юмор и открытость в деле человека, работающего с коллективом, куда ценнее гиперболизированных попыток представить себя в лучшем свете.

• Умение себя правильно подать

Человек, который умеет себя держать, но не умеет себя подать – вряд ли подходящая кандидатура. Тренер неприятен в общении? Слишком инициативен в разговоре – почти давит на собеседника, или, наоборот, со всем соглашается и чересчур податлив? Вряд ли это то, что вам нужно.

• Умение четко и грамотно формулировать задачи

Тренер ораторствует более чем хорошо? Дайте ему лист бумаги и попросите изложить то же самое в виде плана или в графической форме. Хорошо подготовленный человек сможет справиться с этим и без предварительного обдумывания задачи.

• Практический опыт

В ответ на предложение, которое тренер собирается использовать в своей деятельности, попросите его привести пример из практики. Человека, который только начинает обучающую деятельность в данной сфере, попросите сделать прогноз о том, насколько эффективно будет внедрять его идеи на практике, введя его в курс наиболее важных деталей производства.

• Готов ли тренер вносить коррективы в план своих действий

Гибкость – важный фактор в его работе, но слепая готовность изменять план действий по указанию руководителя должна насторожить.

• Условия и зарплата, предьявляемые бизнес-тренером для работы в компании

Мера важна не только в готовности тренера следовать требованиям компании, но и в условиях, которые ставит он сам. Низкий уровень зарплаты – повод внимательнее присмотреться к кандидату. А приглашение «звёздного» наставника на обычный корпоративный тренинг не всегда оправдано экономически.

• Находчивость и нестандартность

Помните о том, что находчивость – большой плюс для специалиста. Но если потенциальный тренер проявляет её, обещая разобраться с вопросами в ходе самого тренинга – это повод задуматься, готов ли он к такой работе. Настоящий специалист всегда будет корректировать собственные действия в соответствии с целями группы, а не наоборот. Работа по шаблону, под который недобросовестный тренер будет «подгонять» запросы клиента – однозначный повод сказать такому кандидату «нет».

НЕКАЧЕСТВЕННЫЕ ТРЕНИНГИ: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ, ЧТОБЫ НЕ ОТДАТЬ ДЕНЬГИ ЗРЯ

Благодаря огромному количеству появившихся на рынке тренингов, становится намного тяжелее распознать действительно качественный продукт. У многих компаний, которые получили негативный опыт в этом вопросе, складывается негативное отношение к тренингам вообще, и их можно понять. Когда нам презентуют программу тренинга, изобилующую мудреными научными терминами и хитрыми терминами, когда нам показывают раздаточные материалы на пятьдесят листов – все это дает нам основание предполагать, что нас научат чему-то новому и очень ценному. Естественно, негодование и недовольство людей, которых по итогу четыре часа учили кивать в ходе разговора определенное количество раз, преподнося это как панацею в любом споре, можно понять. Они заплатили реальные деньги, желая получить реальные знания, а их, в лучшем случае, развлекали несколько часов подряд. Итак, какие же признаки помогут нам избежать такой ситуации?

Как определить действительно качественных внешних провайдеров до того, как мы отдали им свои деньги?

1. Если вы видите, что программа тренинга чрезмерно перегружена специальными терминами и непонятными словами, а кроме того содержит очень щедрые обещания решить любые проблемы в любой области (как в жизни, так и в бизнесе), за такой тренинг не стоит платить и копейки.

2. Также плохим признаком являются общие и размытые стандартные фразы, если вы слышите их в ответ на любой свой вопрос о предстоящем тернинге. Чем больше вы услышите подобных общих фраз – тем больше оснований вежливо попрощаться с такой кампанией.

3. Если с самого начала тренинга вы видите, что тренер начинает вдохновенно рассуждать о совершенно очевидных вещах, не стоит рассчитывать, что дальше ситуация изменится коренным образом. Плохое начало – серьезный повод задуматься о том, имеет ли смысл оставаться здесь на несколько часов. Если договор с компанией был заключен грамотно, что у вас будет возможность отказаться от услуг тренера и вернуть свои деньги, если вы сориентируетесь в ситуации достаточно быстро.

4. Один из широко применяемых способов, который используют, чтобы определить качество тренингов – это сбор рекомендаций. Но, к сожалению, он не всегда может быть достаточно достоверным. Иногда рекомендации тренинговой компании или лично тренеру могут давать, что называется, «по знакомству». Конечно же, в этом случае полученная информация достоверной считаться не может.

2 комментария

  • Pingback: Как открыть свою тренинговую компанию – Ученье – свет!

  • Pingback: ОСТОРОЖНО! ТРЕНИНГ! – Ученье – свет!

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.